реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Бронхиальная астма

Бронхиальная астма

ВВЕДЕНИЕ

Аллергическими заболеваниями страдает около 10—15% населения земного

шара. В структуре аллергических заболеваний видное место занимают

аллергические поражения респираторного тракта, из которых наиболее тяжелым

является бронхиальная астма (БА). В последние десятилетия во всех

экономически развитых странах отмечается значительный рост частоты и

тяжести течения БА, характерен более ранний дебют заболевания. Частота БА

составляет в структуре детской заболеваемости по России от 0.2—0.5% до 8%

(в США 6—8%).

В связи с бурным развитием в последние годы клинико-иммунологических,

лабораторных и инструментальных методов исследования, появилось много

сведений характеризующих с новых позиций этиологические и патогенетические

варианты развития БА.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

В этиологии бронхиальной астмы различают две группы факторов: антигенные

и неантигенные. К антигенным относится широкий круг экзогенных аллергенов,

среди которых у детей ведущую роль играют неинфекционные:

— «бытовые» аллергены (пылевые, эпидермальные, частицы тел насекомых —

сухой корм аквариумных рыбок, некоторые вещества бытовой химии и др.),

— пыльцевые аллергены,

— пищевые,

— лекарственные, включая гамма-глобулин и другие белковые препараты.

В формировании неинфекционной сенсибилизации у детей прослеживаются

определенные закономерности. В раннем возрасте наиболее значимой является

пищевая сенсибилизация, реализующаяся чаще всего в виде аллергодерматоза. У

некоторых больных при ранней пищевой сенсибилизации органами-мишенями

являются пищеварительный тракт и дыхательная система. Присоединение

эпидермальной сенсибилизации (шерсть животных, перо подушек и др.)

закономерно совпадает с возникновением респираторного аллергоза, который на

этом этапе чаще проявляется в виде ринофарингита, ларинготрахеита и других

«малых» форм респираторной аллергии. Респираторные аллергические

заболевания нередко ошибочно трактуются как инфекционные, что ведет к

массивной медикаментозной терапии, а это приводит к формированию

медикаментозной аллергии. Развертывание типичной клиники бронхиальной астмы

у большинства детей происходит на фоне присоединения сенсибилизации к

домашней пыли. Формирование БА, как правило, происходит на втором-пятом

годах жизни. Сенсибилизация к пыльце растений у детей, проживающих в

умеренном климатическом поясе, обычно формируется в старшем возрасте,

однако наслоение ее на предшествующую сенсибилизацию к аллергенам

эпидермиса и домашней пыли может произойти и в возрасте 2—5 лет.

Сенсибилизирующая роль бактерий, вирусов в этиологии астмы многими

исследователями оспаривается, однако нельзя исключить возможность наслоения

инфекционной сенсибилизации на поливалентную неинфекционную в пубертатном

возрасте и у взрослых. При отсутствии своевременной этиологической

диагностики и терапии сенсибилизация при аллергозах у детей развивается по

типу цепной реакции с расширением круга непереносимых аллергенов,

усугублением клинических проявлений заболевания, вовлечением в

патологический процесс новых органов-мишеней.

Неантигенные факторы. Провоцировать приступ БА могут многие физические

факторы (охлаждение, перегревание, инсоляция и др.), метеорологические

условия (ветер, перепады атмосферного давления и температуры), психогенные

факторы (волнение, испуг, возбуждение), физическая нагрузка.

По патогенезу бронхиальная астма может быть разделена на два варианта:

иммунопатологический и неиммунный. Среди иммунопатологических форм у детей

основную роль играет атопическая БА, реализующаяся по I типу классификации

Gell и Coombs. Причиной этого варианта чаще всего являются неинфекционные

аллергены. Значительно реже встречается иммунокомплексный вариант

заболевания (III тип по Gell и Coombs), в этиологии которого наряду с

неинфекционными аллергенами, могут играть роль и инфекционные. В

индивидуальном патогенезе указанные иммунопатологические формы БА могут

сочетаться.

В основе неиммунологических механизмов БА лежит неспецифическая

гиперреактивность бронхов, которая может быть генетически детерминированной

или приобретенной на фоне течения иммунопатологических форм БА. Одним из

существенных факторов, повышающих реактивность бронхов, является острая и

хроническая бронхолегочная инфекция. Механизмы, лежащие в основе

провоцирующего эффекта инфекции, многогранны, но в конечном итоге они

сводятся к повышению проницаемости эпителиальных барьеров органов-мишеней,

снижению их резистентности к патологическому действию специфических

аллергенов, непосредственному возбуждению инфекционным агентом рецепторов

клеточных мембран органов-мишеней. Велика провоцирующая роль инфекции у

детей первых лет жизни в связи с наличием у них повышенной проницаемости

эпителиальных мембран, недостаточностью секреторных иммуноглобулинов,

сниженной способностью к фагоцитозу. Сопряженность обострения аллергоза с

интеркуррентными инфекциями нередко является основанием для ошибочной

констатации инфекционно-аллергической природы заболевания.

Одним из современных направлений исследований неиммунологических

механизмов явилось изучение рецепторных и метаболических особенностей

больных бронхиальной астмой. Показано, что одной из характерных черт

болезни является преобладание холинергической системы регуляции над

адренергической. Этот дисбаланс определяется на разных уровнях: на уровне

рецепторов клеточных мембран, соотношения внутриклеточных посредников —

циклических нуклеотидов (адренергическая система — циклический

аденозинмонофосфат, ЦАМФ; холинергическая система — циклический

гуанозинмонофосфат, ЦГМФ) и метаболических систем, активируемых ЦАМФ- и

ЦГМФ-зависимыми механизмами.

Именно эти механизмы обусловливают легкость возникновения

бронхоспастических реакций у больных астмой при действии различных экзо- и

эндогенных факторов. В связи с этим, одной из распространенных концепций

этиопатогенеза бронхиальной астмы является так называемая «теория бета-

адренергической блокады». Следует считать, однако, что в большинстве

случаев обнаруживаемые изменения в соотношении компонентов системы

циклических нуклеотидов являются вторичными по отношению к иммунологическим

и лишь потенцируют проявление патохимической и патофизиологической фаз

иммунологических реакций. Однако, в ряде случаев они являются ведущим

звеном патогенеза, что позволяет выделять неиммунную БА («паторецепторную»,

с «первично-измененной реактивностью бронхов»). Особым вариантом неиммунных

механизмов является патогенез так называемой «аспириновой бронхиальной

астмы». Аспирин и близкие ему вещества, ингибируя циклооксигеназный путь

метаболизма арахидоновой кислоты (синтез простагландинов), активируют тем

самым второй путь ее метаболизма — липооксигеназный (синтез лейкотриенов,

медленно реагирующей субстанции анафилаксии — МРСА). МРСА, обладающая

мощным и длительным бронхоконстрикторным действием, является тем основным

эндогенным фактором, который обусловливает обострение астмы.

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА И АСТМАТИЧЕСКИЙ БРОХИТ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Своеобразие клинической картины бронхиальной астмы у детей раннего

возраста обусловлено анатомо-физиологическими возрастными особенностями

бронхо-легочного аппарата. Как известно, у детей раннего возраста бронхи

имеют узкий просвет, их мышечный аппарат развит недостаточно, слизистая

оболочка дыхательных путей богато васкуляризирована, избыточно развиты

лимфатическая и кровеносная системы интерстициальной ткани. Перечисленные

особенности являются причиной ведущей роли отека слизистой бронхов и

относительно менее выраженных проявлений бронхоспазма при приступе

бронхиальной астмы у детей до 3 лет. Поскольку классическим симптомом

бронхиальной астмы является удушье, обусловленное в первую очередь

бронхоспазмом, варианты заболевания, при которых отек слизистой

бронхиального дерева превалирует над бронхоспазмом, представляют

определенные диагностические трудности. Ранние проявления заболевания

ошибочно диагностируются как различные варианты острых респираторных

инфекций. Указанные особенности в клинических вариантах проявления

заболевания при единой этиопатогенетической сущности поражения, общих

лечебных и диагностических подходах, прогнозе, и т.д., позволяют

рассматривать астматический бронхит как типичный вариант течения БА у детей

первых лет жизни.

Обычно обострению бронхиальной астмы у детей раннего возраста

предшествует период предвестников (такой предприступный период может

наблюдаться в любом возрасте), имеющий специфическую у каждого больного

клиническую картину. Предприступный период может проявляться изменением

поведения, нарушением сна, аппетита, появлением зудящих сыпей, катаральным

синдромом: насморком с приступами чихания, приступообразным кашлем, зудом

слизистой носа и конъюнктив, иногда — подъемом температуры до субфебрильных

цифр. Длительность предприступного периода может колебаться от нескольких

часов до нескольких дней. Знание индивидуальной клинической характеристики

периода предвестников в ряде случаев позволяет с помощью своевременной

терапии купировать обострение аллергического бронхита до появления

развернутой клинической картины заболевания. Приступ БА у ребенка раннего

возраста характеризуется появлением одышки смешанного типа с удлиненным

выдохом, обилием жужжащих сухих и разнокалиберных влажных хрипов на фоне

эмфиземы. При одновременном аллергическом поражении верхних дыхательных

путей обострение сопровождается спазматическим кашлем, насморком. В отличие

от приступа бронхиальной астмы у детей старшего возраста и у взрослых

признаки удушья, обусловленные бронхоспазмом, как правило, отсутствуют или

минимально выражены.

При рентгенологическом обследовании больных часто обнаруживается клинико-

рентгенологический диссонанс: при богатой аускультативной картине

рентгенологические изменения оказываются минимальными, затрагивают

преимущественно интерстициальную ткань. Иногда может выявляться и очаговая

инфильтрация, которая, в отличие от таковой при микробно-вирусной

пневмонии, имеет очень быструю обратную динамику в течение 3—5 дней.

Аускультативная симптоматика при инфекционном процессе отличается большей

стабильностью, в то время как при аллергическом бронхите может наблюдаться

динамика аускультативных изменений в течение нескольких часов,—

исчезновение хрипов, изменение их локализации, чередование преобладания

сухих и влажных хрипов.

В гемограмме у детей с аллергическим процессом с большим постоянством

определяются эозинофилия, лимфоцитоз, при нормальных значениях СОЭ, в то

время как для инфекционного бронхита, пневмонии характерны воспалительные

изменения со стороны периферической крови.

Перечисленные дифференциально-диагностические критерии оказываются менее

эффективными при проведении дифференциального диагноза в поздние сроки от

начала обострения астматического бронхита, т. к. при отсутствии

своевременной диагностики и терапии на аллергическое воспаление может

наслаиваться инфекция.

Ошибочная диагностика инфекционного поражения у больного с аллергическим

бронхитом нередко приводит к тому, что в течение нескольких лет болезни у

ребенка диагностируется 6—8 и более таких пневмоний. Результатом такой

диагностической ошибки является нерациональное массивное применение

антибиотиков, злоупотребление физиотерапевтическими процедурами, в то время

как для больного необходимо сочетание неспецифической десенсибилизирующей

терапии с поисками и возможной элиминацией причинно-значимых аллергенов.

При отсутствии своевременной диагностики БА у детей раннего возраста

правильный диагноз ставится со значительным запозданием, в период типичных

приступов экспираторного удушья, появляющихся в более старшем возрасте.

Ошибочно установленные ранее пневмонии дают основание в таком случае

трактовать бронхиальную астму как инфекционно-аллергическую. Таким образом,

поздняя диагностика астматического бронхита ведет к гипердиагностике

микробно-вирусных пневмоний, что и свою очередь является причиной

гипердиагностики инфекционно-аллергической бронхиальной астмы в детском

возрасте. Ошибочная трактовка формы бронхиальной астмы, в свою очередь,

препятствует своевременному проведению комплекса профилактических и

лечебных мероприятий.

ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

Терапевтические методы, используемые в лечении бронхиальной астмы,

существенно отличаются в зависимости от фазы болезни. В остром периоде

проводится синдромная терапия. В периоде ремиссии используются тренирующие

этиотропные методы, основанные на имитации патогенной реакции на низком

уровне интенсивности и, соответственно, стимуляции различных эндогенных

механизмов защиты организма больного от этих повреждающих факторов

(аллергены, факторы неантигенной природы).

Целью лечения должно быть предоставление детям возможности вести

нормальный образ жизни, включая занятия спортом и физические нагрузки.

Необходимо достичь отсутствия существенных пропусков занятий в школе.

Симптомы астмы должны отсутствовать как днем, так и ночью. Должна быть

нормализована функция легких и достигнуто отсутствие значительных суточных

колебаний показаний пикфлоуметрии. Потребность в приеме бета-агонистов

должна быть снижена до незначительной, желательно менее одного раза в два-

три дня, без возникновения обострении болезни. Необходимо избегать побочных

эффектов терапии, особенно в отношении роста и развития. Невозможность

достижения этих целей свидетельствует о необходимости смены терапии.

Лечение астмы — не просто назначение ряда медикаментов, это целая

стратегия. Это не только ситуации, когда обращение за помощью происходит по

инициативе больного в период приступа, это регулярные консультации,

инициированные врачом. Мы не должны предлагать пациентам заботиться о себе

самостоятельно, а организовывать лечение в тесном взаимодействии с

медицинскими работниками. Следует признать, что ежедневное лечение

осуществляется пациентом и членами его семьи, а не врачом. Задачей врача

является подготовка индивидуальных программ обучения и согласованного

лечения для больного ребенка. Особенно важно в этом случае привлечение

хорошо подготовленных медсестер и персонала отделений реабилитации. Нужно

насколько возможно помочь детям и их родителям понять сущность заболевания,

принципы его лечения и то, как реагировать на любые изменения в клиническом

состоянии.

Программа начинается сразу после постановки диагноза, основой ее является

партнерство. Пациенты должны научиться пользоваться ингаляционными

препаратами и пикфлоуметрами, понять различие между медикаментами для

снятия симптомов и профилактическими средствами, знать признаки ухудшения

состояния и какие изменения в лечении должны последовать при появлении этих

признаков. Таким образом, стратегия совместного лечения состоит из четырех

элементов:

1) понимание заболевания;

2) мониторирование симптомов, результатов пикфлоуметрии и принимаемых

препаратов;

3) заранее разработанный план действий;

4) письменные инструкции.

В зарубежных странах (США, Англия и др.) признаны удобными дневники

пациента, адаптированные для детского возраста. И все же, самое главное

взаимодействие между пациентом, его семьей и медицинскими работниками,

особенно если речь идет о психологических факторах, которые могут помешать

эффективному контролю течения заболевания.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.