реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Исторические этапы развития массовых коммуникаций

Исторические этапы развития массовых коммуникаций

Министерство общего и профессионального образования

Иркутский Государственный Университет

Факультет Сервиса и рекламы

Реферат

На тему:

Исторические этапы развития массовых коммуникаций

(№63)

Подготовила: студентка группы: 14212

Слуднева М. К.

Проверил: Ю. А. Зуляр

Иркутск 2003г.

Содержание:

I Введение 3

II Главная часть 4

1Коммуникации: история, современность перспективы 4

1/1 Информационный обмен в обществе и его эволюция. 5

? Устная фаза 6

? Письменная фаза 7

? Книжная фаза 7

?Компьютерная фаза 8

1/2 Открытие и развитие телекоммуникаций 9

? Появление телеграфа 9

?Появление радио и телевидения 10

?Появление телефона 11

?ЭВМ 12

1/3 Интернет 14

?Особенности Интернета 14

?Плюсы Интернета 14

?Развитие Интернета и его будущее 15

?Интернет как средство массовой 17

информации 17

1/4 Пресса 18

?Что ожидает прессу 19

1/5 Радио 20

?Что ожидает радио 21

1/6 Телевидение 22

?Что ожидает телевидение 24

III Вывод 25

IV Список литературы 26

I Введение

Тема моего реферата: Исторические этапы развития массовых коммуникаций

и прежде чем говорить о их развитии надо сначала понять что такое

массовая коммуникация. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и

развивающаяся во времени технически опосредованный процесс создания,

хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена

его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом

(коммуникантом). Средства коммуникации выступают вещественным,

материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают

собой способ передачи, сохранения, производства и распространения

культурных ценностей в обществе.

Я взяла именно эту тему для реферата, так как я считаю, что она

очень интересна и важна особенно для меня ведь моя будущая специальность

РЕКЛАМА, и я должна хорошо разбираться в развитии и средствах массовой

коммуникации. Ведь Массовая коммуникация - это одно из тех важных явлений

современного общества, которое заметно сказывается, на развитии

общественных отношений, она активно участвует в процессе становления

общественного мнения сегодня, а также тесно связана с рекламой.

При написании своей работы я использовала литературу ("Радио в

Интернете", Виктория Сухарева, "Среда", № 10, Ноябрь, 1999;

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2405; Н.Т.Петрович, "Поговорим об

информации", М.1973) в которой рассказывается о том как появлялись и

развивались различные средства массовых коммуникаций, а также в каком

состоянии они находятся сейчас и что ждет их в будущем. В издании

Н.Т.Петрович, "Поговорим об информации" пишется о том, как появлялись и

развивались различные средства передачи информации; в

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2405 рассказывается о развитии МК и

СМК как в США, так и в России; в "Радио в Интернете" о появлении радио

и Интернета о том как они совершенствуются, как сочетаются вместе и что

ожидает их в будущем.

В начале своей работы я расскажу о том, какие существуют типы

коммуникаций и об основных фазах информационного обмена о том как они

появлялись и развивались. Затем по отдельности об особенностях

различных средств массовых коммуникаций и о том, что их ожидает. А

заключительной частью моей работы является вывод из приведенного выше.

II Главная часть

1Коммуникации: история, современность перспективы

Два типа средств коммуникации:

1. естественно возникший (язык, мимика, жесты)

2. искусственно созданный (технический)

а) традиционный (пресса, книгопечатание, письменность)

б) типично современный (радио, телевидение,

кинематограф).

В ходе анализа исторических этапов развития системы средств массовой

коммуникации в исследовании особое внимание уделяется рассматрению двух

взаимоисключающих точек зрения. Согласно первой - возникновение системы

средств массовой коммуникации связывается с появлением типично

современных средств, появлением радио, кинематографа и телевидения. На

этом основании отрицается, в свою очередь, наличие "спорадически"

возникающего процесса массовой коммуникации в общественных формациях.

Согласно второй - предпосылки появления процесса массовой коммуникации и

обеспечивающих его средств рассматриваются в связи с процессом

становления и развития культуры человеческого общества.

Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как

пространства социальных коммуникаций.

Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и

циркулирующей в ней информации, она, как правило, выступает как объект

техники, служащей определенным человеческим целям, которые выступают по

отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это

ресурсный или технический подход к информационной среде.

Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство

коммуникации, неводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с

передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов и т.д.,

она выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться в

этом качестве.

Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические

возможности предопределяют цели развития общества (возникают технические

утопии).

Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических

возможностей информатизации, недооценке технических нововведений.[1]

1/1 Информационный обмен в обществе и его эволюция.

Типы обменов в обществе:

- материальный;

- энергетический;

- информационный (актуален с середины ХХ века).

Целостная система характеризуется обменом между элементами

(В.Г.Афанасьев).

Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История

совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и

усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.

Основными фазами информационного обмена являются:

- устная фаза;

- письменная фаза;

- книжная фаза;

- компьютерная фаза.

Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного

и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это

информация”[10]. Опираясь на количественные меры математической теории

информации, Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой

ими информации следующим образом:

Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107

бит;

Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени -

количество циркулирующей информации ( 109 бит;

Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества

служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых

содержится 1011 бит информации;

Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются

десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых

оценивается в 1017 бит;

Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой

информации объемом 1025 бит.

Рассмотрим вклад каждой исторической фазы в совершенствование

эффективности информационного обмена.

[2]

? Устная фаза

Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Как

отмечал Ф.Энгельс, “развивающиеся люди доразвивались до того, что им

стало необходимо что-то сказать друг другу”.

Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его

развитие в неменьшей степени.

Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура

речи отражает развитие человека.

Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20%

избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери

информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается

помехоустойчивость информации.

Ю.В.Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:

- приметы, включая симптоматику народной медицины;

- гадания;

- предзнаменования (знаменья);

- язык;

- изобразительная группа: музыка; графико-живописная

изобразительность, включая орнамент; пластика, танец, пантомима;

- прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла;

- измерительная группа: меры;

- пространственные ориентиры;

- сигналы в контуре управления;

- обряды.

К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена,

даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных

звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали

информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н.э. рабы стояли на

высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от

одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке,

состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками

сообщения. В Древнем Китае пользовались гонгами, а аборигены Африки и

Америки пользовались деревянными барабанами-тамтамами, ударяя по ним то

быстрее, то медленнее, то с разной силой, комбинируя звуки, можно было

передавать известия с достаточной быстротой и на значительные расстояния.

Звуковая сигнализация сохранялась многие столетия. Благодаря

"барабанному телеграфу" сведения о продвижении неприятельских войск

распространялись на значительные расстояния и опережали официальные

донесения курьеров. Средством звуковой сигнализации были также рожки,

трубы, колокола, а после изобретения пороха выстрелы из ружей и пушек.

Колокольный звон на Руси возвещал о пожаре, о торжествах и печали.

По мере развития человеческого общества звуковую сигнализацию

постепенно оттесняла более совершенная - световая. Исторически первым

средством световой сигнализации были костры. Костры служили сигналом

древним грекам, римлянам, карфагенам и русским казакам в крестьянской

войне 1670 - 1671 г. К огневой сигнализации по ночам или к дымовой - днём

из сырой травы или сырых веток широко прибегали на южных границах России

сторожевые посты казаков. При появлении неприятеля в Запорожской Сечи

пользовались цепочкой костров, сооружённых на возвышенных местах,

возвещая о грозящей опасности. Летопись световой сигнализации была бы

неполной без упоминания о том, что жителя архипелага, отделённого

Магеллановым проливом от южной оконечности Южно-американского материка,

также пользовались сторожевыми кострами, что дало основание английскому

мореплавателю Джеймсу Куку присвоить архипелагу название "Огненной

Земли".

Язык костров и зеркал был хотя и быстр, но очень беден. Костры несли

мало информации; дополнительно посылались гонцы с необходимыми подробными

сообщениями. Способ "факельного телеграфа", основанного на сообщениях,

передаваемых факелами в промежутках между зубцами стен, что

соответствовало определённой букве кода, также не нашло применения на

практике.

Французским механиком Клодом Шаппом был изобретён оптический, или

семафорный, телеграф. Передача информации происходила с помощью вращения

перекладины вокруг своей оси, прикрепленной к металлическому шесту на

крыше башни. Русский механик-самоучка Иван Кулибин изобрёл систему

семафорного телеграфа, которую он назвал "дальновещающей машиной", с

оригинальным сигнальным алфавитом и слоговым кодом. Изобретение Кулибина

было забыто царским правительством и в России пользовались изобретением

французского инженера Шаппа.

? Письменная фаза

Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность

обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в

развитии).

Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма

моделирования природного и социального мира открывает общество, в

строгом, научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность

оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта.

Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах

организации общества.

Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в

живом виде.[3][4]

? Книжная фаза

Станок Гуттенберга (1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания.

Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров,

Петр Мстиславец - 1563-1564.

Появление возможности обеспечить сохранение авторства,

интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более

массовый и оперативный обмен информацией.

“Книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль

личности, увеличило ее силу в сотни раз” В.И.Вернадский.

Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу

человека.

Избыточность текста (проза, поэзия).

Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е.

сообщение в 150 строк может быть передано ста стихотворными строчками.

Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в

выражениях и большую образность, чем проза. Эти качества стиха и

обеспечивают ему большую выразительность, позволяющую при одном и том же

количестве символов передать больше информации. Академик А.Н.Колмогоров

установил, что информационное содержание стихов Пушкина очень близко к

пределу - информационной способности русского языка вообще, современных

же поэтов - существенно ниже.

Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития

книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания,

например, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-

документальная деятельность, а также распространение мифа об

информационном кризисе.

Книжная информатика стала снижать свою эффективность, образуется

противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными

читательскими возможностями, а также складывается ситуация, когда легче

открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они

еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование

научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического

прогресса).

Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических

средств для снятия информационного кризиса.

Книга в настоящее время приобретает электронную форму.

Исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как

атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления).

В крупнейшей библиотеке мира - библиотеке конгресса США хранится более

50 млн. книг, в их числе и библия Гуттенберга.

Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.