реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Методы сегментирования

Методы сегментирования

Санкт-Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов

Кафедра Маркетинга

Реферат по теме:

"Методы и принципы сегментного анализа маркетинга"

Выполнил: Студент факультета

экономики и управления группа 315

Паршин Александр Александрович

Проверил: Алексеев Андрей Алексеевич

Санкт-Петербург

1999

Введение

Фирмы, действующие на рынке, осознают, что их товары или услуги не могут

полностью удовлетворить запросы и желания всех потребителей. В идеале,

фирма будет стараться занять все рыночные ниши (сегменты), для максимизации

прибыли. На деле она проводит маркетинговые исследования и в результате

акцентирует свое "внимание" на отдельных сегментах рынка, где ее продукт

принесет максимальный доход - ведь достаточно очевидно, что разные

потребители желают приобрести разные товары. В теории, стратегия

сегментации рынков выглядит так (рис.1)[1]

1.Сегментация рынков 2. Цели рынков 3.Размещение

рынков

Рисунок 1

В реферате будет рассмотрен первый пункт данной схемы - "Сегментация

рынков", а также методы и принципы рыночного сегментирования, получившие

распространение у нас и на Западе.

Сегментация рынка

1. Классификация рынков

Перед рассмотрением вопроса о сегментации рынков целесообразно провести

их классификацию.

В маркетинге под рынком подразумевается совокупность всех потенциальных

потребителей, испытывающих потребность в товарах определенной отрасли и

имеющих возможность ее удовлетворить.[2]

В зависимости от вида потребителей различают следующие типы рынков:

потребительский рынок и рынки организаций. Последние подразделяются на

рынки продукции производственно-технического назначения, рынки перепродаж и

рынки государственных учреждений. При таком обилие рынков очевидно, что при

проведении сегментации рынка надо принимать в расчет те или иные его

особенности, учитывать своеобразие продуктов, реализуемых на разных рынках.

2. Определение сегментации рынка

В качестве вводного слова уместно вспомнить закон Парето ("закон

80:20"), согласно которому только 20% покупателей приносят фирме 80%

дохода, представляя собой обобщенную группу целевых клиентов фирмы. На них

фирма и ориентирует свои продукты ("стрельба по целям"). Такая стратегия

рыночной деятельности представляется более эффективной. По сути дела, это и

является сегментацией рынка.

Сегментация рынка заключается в разделении рынков на четкие группы

покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и

к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.

Сегмент - это группа потребителей, характеризующаяся однотипной

реакцией на предлагаемый продукт и на набор маркетинговых стимулов.

Главными доводами в пользу проведения, сегментации являются следующие:

1. Обеспечивается лучшее понимание не только нужд потребителей, но и

того, что они из себя представляют (их личностные характеристики, характер

поведения на рынке и т.п.)

2. Обеспечивается лучшее понимание природы конкурентной борьбы на

конкретных рынках. Исходя из знания данных обстоятельств легче выбирать

рыночные сегменты для их освоения и определять, какими характеристиками

должны обладать продукты для завоевания преимуществ в конкурентной борьбе.

3. Представляется возможность концентрировать ограниченные ресурсы на

наиболее выгодных направлениях их использования.

4. При разработке планов маркетинговой деятельности учитываются

особенности отдельных рыночных сегментов, в результате чего достигается

высокая степень ориентации инструментов маркетинговой деятельности на

требования конкретных рыночных сегментов.

3. Критерии сегментации

Первым шагом при проведении сегментации является выбор критериев

сегментации. При этом надо проводить различие между критериями сегментации

рынков потребительских товаров, продукции производственного назначения,

услуг и др.

Так, при сегментации рынка потребительских товаров используются такие

критерии, как: географические, демографические, социально-экономические,

психографические, поведенческие и др.[3]

Географическая сегментация - деление рынка на различные географические

единицы: страны, регионы, области, города и т.д.

Демографическая сегментация — деление рынка на группы в зависимости от

таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение,

жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса.

Социально-экономическая сегментация предполагает деление потребителей по

уровню доходов, роду занятия, уровню образования.

Психографическая сегментация — деление рынка на различные группы в

зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных

характеристик потребителей.

Поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в

зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний,

отношения характер использования продукта или реакции на него на него.

В соответствии с отношением выделяют сегментацию: по обстоятельствам

применения, на основе выгод, на основе статуса пользователя, на основе

интенсивности потребления, на основе степени лояльности, на основе стадии

готовности покупателя к совершению покупки.

Сегментация по обстоятельствам применения — деление рынка на группы в

соответствии с обстоятельствами, поводами возникновения идеи, совершения

покупки или использования продукта.

Сегментация на основе выгод — деление рынка на группы в зависимости от

выгод, пользы, которые ищет потребитель в продукте.

Статус пользователя характеризует степень регулярности

использования какого-то продукта его пользователями, которые делятся на не

использующих продукт, бывших пользователей, потенциальных пользователей, на

пользователей-новичков и на регулярных пользователей.

Интенсивность потребления — показатель, на основе которого рынки

сегментируются на группы слабых, умеренных и активных потребителей

определенных продуктов. Очевидно, что выгоднее обслуживать один рыночный

сегмент, состоящий из значительного числа активных потребителей, чем

несколько небольших сегментов слабых потребителей.

Степень лояльности характеризует степень лояльности, приверженности

потребителя определенной марке продукта, обычно измеряется числом повторных

покупок продукта данной марки.

Стадия готовности покупателя — характеристика, в соответствие с которой

покупателей классифицируют на неосведомленных и осведомленных о продукте,

на заинтересованных в нем на желающих его купить и на намеренных его

купить.

При сегментации рынка продукции производственно-технического назначения

в первую очередь используются следующие критерии: географическое

местоположение; тип организации, приобретающей товар: размер закупок;

направления использования купленных товаров.

Сегментация может осуществляться также при последовательном применении

нескольких критериев. Важно, чтобы сегменты не оказались слишком

малочисленными, т.е. невыгодными для коммерческого освоения. В качестве

примера, на рис. 2 приводится фрагмент результатов последовательной

трехступенчатой сегментации рынка потребителей алюминия.

Рисунок 2

4. Требования для эффективности сегментации

Без сомнения, существует много способов сегментации рынка, - но не все

из них эффективны. Например, потребители столовой соли могут быть разделены

на брюнетов и блондинов. Но цвет волос никак не влияет на объем спроса на

соль. Следовательно, если потребители приобретают соль каждый месяц, по

одинаковой цене и, предположительно, одинакового качества, сегментация

этого рынка не принесет ощутимой выгоды.

Чтобы быть полезными, рыночные сегменты должны удовлетворять следующим

характеристикам:

. Измеряемость - степень, с которой размер и покупательная способность

рынка может быть измерена. Например, практически невозможно

определить количество левшей - ни в каких статистических сборниках

это не указано. Обычны информационные базы компаний не содержат

подобных указателей также.

. Доступность - степень, с которой рынка можно достичь и обеспечить

необходимым количеством продуктов.

. Реальность - степень прибыльности и размера сегмента. Фирма должна

ориентировать свою маркетинговую стратегию на самую большую

гомогенную группу потребителей, - например, производитель никогда не

будет делать автомобиль для людей, чей рост ниже 1,20 м. - только на

заказ.

. Действенность - степень, с которой эффективная маркетинговая

программа может быть использована для привлечения потребителей.

Например, маленький самолет может удовлетворять 7 рыночных сегментов,

но у директора компании не хватает способностей и возможностей

добиться успеха на всех рыночных секторах.[4]

Методы сегментирования

Можно выделить некоторые "базовые" методы сегментирования. Важнейшим из

них является кластерный анализ потребителей (таксономия). Кластеры

потребителей формируются объединением в группу тех, кто дает сходные ответы

на заданные вопросы. Покупатели могут быть объединены в кластер, если они

имеют сходный возраст, доход, привычки и т.п. Сходство между покупателями

основывается на разных измерителях, но часто в качестве меры сходства

используется взвешенная сумела квадрата различий между ответами покупателей

на вопрос. Выходом алгоритмов кластеризации могут быть иерархические

деревья или объединение потребителей в группы. Существует достаточно

большое количество кластерных алгоритмов.

Например, в США широко распространен кластерный анализ систем,

называемый PRIZM, который начинает кластеризацию, сокращая набор из 1000

возможных социально-демографических показателей. Данная система формирует

социально-демографические сегменты для всей территории CШA. Так, выделен

кластер 28 - семьи, которые попали в этот кластер, включают лиц с наиболее

успешной профессиональной или управленческой карьерой. Этот кластер также

отражает высокий доход, образование, собственность, приблизительно средний

возраст. Хотя данный кластер представляет только 7% населения США, он

является критическим для предпринимателей, продающих дорогие товары.

Существуют другие примеры сегментации потребителей на основе кластерного

анализа. Например, среди "психологических" секторов весьма важное место

занимает "отношение потребителя к новизне товара" (рис. 3)

Рисунок 3

Как видно из приведенных данных, наибольшее число потребителей

относится к числу обычных покупателей.

Сегментация потребителей на основе кластерного анализа является

"классическим" методом. В то же время существуют приемы сегментирования

рынка на основе так называемой "продуктовой сегментации" или сегментации

рынка по параметрам продукции. Она имеет особенно важное значение при

выпуске и сбыте новых изделий. Особое значение приобретает сегментация по

продукту, базирующаяся на изучении долгосрочных тенденций на рынке. Процесс

разработки и производства нового изделия, завершения крупных инвестиционных

программ требуют достаточно продолжительного периода, и правильность

результатов анализа рынка, оценки его емкости здесь особенно важна. В

условиях работы на традиционный рынок стандартной продукции расчет его

емкости может быть осуществлен путем использования метода суммирования

рынков. В современных условиях для повышения своей конкурентоспособности и

правильного определения емкости рынка предприятию уже недостаточно

проводить сегментацию рынка только в одном направлении - определение групп

потребителей по каким-то признакам. В рамках интегрированного маркетинга

необходима еще и сегментация самого изделия по наиболее важным для его

продвижения на рынке параметрам. С этой целью используется метод

составления функциональных карт - проведение своего рода двойной

сегментации, по изделию и потребителю.

Функциональные карты" могут быть однофакторными (сегментация проводится

по какому-то одному фактору и для однородной группы изделий) и

многогофакторными ( анализ того, для каких групп потребителей предназначена

конкретная модель изделий и какие ее параметры наиболее важны для

продвижения продукции на рынке) С помощью составления функциональных карт

можно определить на какой сегмент рынка рассчитано данное изделие, какие

его функциональные параметры соответствуют тем или иным запросам

потребителей.

При разработке новой продукции данная методика предполагает, что должны

учитываться все факторы, отражающие систему потребительских предпочтений, и

одновременно технические параметры нового изделия, при помощи которых можно

удовлетворить запросы потребителя; определяются группы потребителей, каждая

со своим набором запросов и предпочтений; все выбранные факторы ранжируются

по степени значимости для каждой из групп потребителей.

Такой подход позволяет уже на стадии разработки увидеть, какие параметры

изделия нуждаются в конструкторской доработке, или определить, есть ли

достаточно емкий рынок для данной модели.

Приведем пример подобного анализа рынка применительно к разрабатываемому

проекту компьютеров "Apple" ( Таб. 1) (см. следующую страницу)

Таблица 1."Сегментация рынка персональных компьютеров и факторы,

учитываемые при разработке изделий для него (1982)[5]"

|Фактор|Сегменты рынка по группам потребителей |Модель |

|ы | | |

| |Дома |В |В вузе|В дом.|В |В |А |В |

| | |школе | |кабине|мелком |корпо| | |

| | | | |те |бизнесе|рации| | |

|Технич|* |* |*** |** |** |** |*** |** |

|еские | | | | | | | | |

|хар-ки| | | | | | | | |

|Цена |*** |*** |** |*** |*** |** |0 |** |

|Особые|* |* |** |* |* |* |** |* |

|качест| | | | | | | | |

|ва | | | | | | | | |

|Надежн|** |* |* |** |** |* |0 |** |

|ость | | | | | | | | |

|Удобст|** |** |* |** |* |0 |*** |*** |

|во в | | | | | | | | |

|исп-ии| | | | | | | | |

|Совмес|0 |0 |0 |0 |0 |*** |0 |0 |

|тимост| | | | | | | | |

|ь | | | | | | | | |

|Периф-|0 |0 |0 |0 |0 |*** |0 |0 |

|е | | | | | | | | |

|оборуд| | | | | | | | |

|ование| | | | | | | | |

|Прог-е|* |* |** |** |** |*** |* |** |

|обеспе| | | | | | | | |

|чение | | | | | | | | |

*** - очень важный фактор

** - важный фактор

* - маловажный фактор

0 - незначительный фактор

Этот несложный анализ показывает , что модель А - компьютер без рынка,

а модель В - наиболее подходящий продукт для университетов и мелкого

бизнеса.

Компания в свое время поставила на компьютер А и проиграла.

Вообще, в мировой практике используются 2 принципиальных подхода к

маркетинговому сегментированию - (смотри:общая схема сегментного анализа

(рис. 4) )[6] (следующая страница )

В рамках первого метода. именуемого "а рriory" предварительно известны

признаки сегментирования, численность сегментов, их количество,

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.