реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Маркетинговые исследования организации

Маркетинговые исследования организации

Введение

В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге.

Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные

нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать,

что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует,

каковы его запросы. Нам нужно разбираться в маркетинге и нашей роли

потребителей, и в нашей роли граждан. Знание маркетинга позволяет нам вести

себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты

или нового автомобиля.

Если же речь идет о производственной деятельности то здесь маркетинг

выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке,

производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и

реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими

словами современная система маркетинга ставит производство товаров в

зависимость от запросов потребителей.

Предлагаемый материал содержит рассмотрение наиболее общих проблем

маркетинга, а также основных концепций маркетинга. Существует несколько

основных концепций, руководствуясь которыми компании ведут маркетинговую

деятельность: концепции совершенствования товара и производства, концепция

интенсификации коммерческих усилий, концепция чистого маркетинга, социально-

этичный маркетинг, а также концепции международного маркетинга.

Глава 1. Маркетинг, его основы и концепции.

В основе понятия «маркетинг» (англ. marketing) лежит термин «рынок»

(англ. market). Это понятие в наиболее общем виде подразумевает рыночную

деятельность. Под маркетингом понимается такой вид рыночной деятельности,

при котором производителем используется системный подход и программно-

целевой метод решения хозяйственных проблем, а рынок, его требования и

характер реакции являются критерием эффективности деятельности.

Маркетинговая деятельность должна обеспечить:

надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и

динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть

информацию о внешних условиях функционирования фирмы;

создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно

удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;

необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее

максимально возможный контроль сферы реализации.

В чем состоят основные принципы маркетинга?

В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов

маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требуют рынок,

покупатель. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея

человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга

предельно коротко состоит в следующем: следует производить только то, что

безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю «несогласованную»

предварительно с рынком продукцию[1].

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые включают:

1. Нацеленность на достижение конечного практического результата

производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара

на рынке в намеченных количествах означает, по сути, овладение его

определенной долей в соответствии с долговременной целью, намеченной

предприятием.

Концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий на

решающих направлениях маркетинговой деятельности.

Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный

результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания к прогнозным

исследованиям, разработки на основе их результатов товаров рыночной

новизны, обеспечивающих высокоприбыльную хозяйственную деятельность.

Применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного

приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным

целенаправленным воздействием на них[2].

Методы маркетинговой деятельности заключаются в том, что проводятся:

анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не

только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия.

Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или

препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки

окружающей среды и ее возможностей;

анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ

заключается в исследовании демографических, экономических, социальных,

географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а

таже их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов

приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;

изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка

концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их

ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие

расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка.

планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости,

соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или

агентских сетей;

обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем

комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий

(«паблик рилейшнз») и разного рода материальных стимулов, направленных на

покупателей, агентов и конкретных продавцов;

обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней

цен на поставляемые товары, определении «технологии» использования цен,

кредитов, скидок и т. п.

удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается

продукция, что, означает обязанность обеспечить должную безопасность

использования товара и защиты окружающей среды, соответствие морально-

этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара;

управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть

планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и

индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка

рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.

Глава 2. Концепция качества.

В основе современных концепций качества услуг (воспринимаемого

качества услуг) лежит предположение о том, что существует разрыв между

ожиданиями потребителя и его восприятием итогового результата. И само

воспринимаемое качество определяется как “общее суждение или предпочтение

относительно услуги, возникающее в результате сравнения потребителем

ожиданий от услуги с его восприятием реального исполнения услуги”.

Хорошо видно, что понятия и удовлетворенности, и качества услуг

базируются на сравнении потребителем предварительных ожиданий и итогового

восприятия. В результате в литературе эти термины иногда используются как

синонимы, в других случаях авторы указывают на подчиненную роль

удовлетворенности в сравнении с качеством услуг и наоборот.

Чтобы исследовать удовлетворенность потребителей, необходимо оценить

качество оказываемых компанией услуг. Важно отметить, что используемый в

зарубежных источниках термин “service quality” может быть переведен на

русский язык и как “качество услуг” и как “качество обслуживания”.

Неоднозначный смысл вкладывается в это понятие и различными авторами. В

ряде случаев речь идет только о качестве обслуживания, что подтверждается

последующим раскрытием этого понятия через его составляющие. В частности,

Цайтамл и Битнер разделяют “service quality” и “product quality”, причем к

последнему они относят и ключевые выгоды, получаемые потребителем.

Поскольку мы показали, что услуга, как маркетинговый продукт, состоит из

ключевых выгод и системы обслуживания, далее в понятие “качество услуги” мы

вкладываем все эти элементы[3].

Среди различных концепций, отражающих сущность “качества услуги”

наиболее широкое признание получила концепция, впервые предложенная

Гренроосом, согласно которой выделяются две составляющие качества услуг: а)

“техническое качество” – то, что получает потребитель, ключевые выгоды; б)

“функциональное качество”– качество процесса, способа оказания услуги. Он

также отмечал, что потребительская оценка услуги в большей степени зависит

от функционального качества.

Пытаясь более точно определить каждую из составляющих, эту концепцию

разрабатывали многие авторы. С учетом выделенной важности функционального

качества, основная часть нововведений касалась определения именно процесса

оказания услуги. Тем не менее, как отмечают Макдаугалл и Левеску, основными

параметрами качества услуг остаются качество “ключевых выгод”[4].

Что касается относительной важности этих составляющих качества

услуги, то в отличие от Гренрооса, считавшего качество процесса более

значимым, более поздние исследования выявили, что относительная важность

зависит от ряда факторов. С одной стороны, это возможность потребителя

квалифицированно оценить ключевые выгоды продукта. Чем она ниже (то есть,

чем услуга сложнее), тем большее внимание потребитель уделяет качеству

процесса, которое он вполне может оценить. Другим фактором является степень

контакта потребителя с персоналом, оказывающим услугу. Для высококонтактных

услуг, где потребитель достаточно интенсивно общается с персоналом, выше

значимость качества процесса, для малоконтактных – наоборот. Поэтому можно

сказать, что в общем случае качеству ключевых выгод и качеству процесса

необходимо уделять одинаковое внимание, хотя для конкретных услуг их

значимость может различаться.

Глава 3. Концепция совершенствования производства.

Концепция совершенствования производства основана на утверждении о

том, что потребитель отдаст предпочтение тем товарам, которые широко

распространены и доступны по цене. Следовательно, управление должно быть

направленно на совершенствование производства и повышение эффективности

распределения. Эта концепция – одна из старейших, взятых на вооружение

продавцами.

Концепция совершенствования производства актуальна в двух случаях.

Первый – когда спрос на товар превышает предложение. Здесь руководство

должно искать способы увеличения объемов производства. Второй случай –

когда себестоимость товара слишком высока и повышение производительности

помогает её снизить. Генри Форд, например, стремился довести производство

модели “T” до совершенства – чтобы стоимость автомобиля понизилась и он

стал доступен максимальному числу потребителей. Форд шутил, что он может

предложить клиентам автомобиль любого цвета, при условии, что он будет

черным.

Рассмотрим в качестве примера Texas Instruments (TI). В течении

многих лет эта компания следовала принципу совершенствования производства и

снижала себестоимость, стремясь уменьшить цены на свою продукцию. Такая

политика позволила компании завоевать большую долю рынка наручных

калькуляторов. Но концепция совершенствования производства таит в себе

опасность: на каком-то этапе исповедующая её компания может решить, что для

неё внутренние производственные процессы важнее всего прочего, в том числе

важнее удовлетворения потребителя. Когда TI попыталась использовать этот

же подход при выпуске цифровых часов, он не сработал[5].

Хотя часы TI были довольно дешевы, они не пришлись по вкусу

потребителям. Стремясь сделать часы как можно дешевле, TI упустила из виду

нечто не менее важное – а именно, доступный по цене товар должен быть ещё и

привлекательным.

Другой важный подход, который часто используют продавцы, – это

концепция совершенствования товара. Её суть в том, что потребитель отдаст

предпочтение товару, который представляет высший уровень качества,

максимальную производительность и новые возможности.

Следовательно, кампания должна всю энергию направлять на непрерывное

совершенствование своей продукции. Есть производители, уверенные в том,

что, если им удастся создать идеальную мышеловку, весь мир будет стоять в

очереди за их товаром. Но практика показывает, что они жестоко ошибаются.

Возможно, покупателей действительно интересуют прогрессивные методы

уничтожения грызунов, но кто сказал, что им нужна непременно мышеловка?

Может быть, клиенты предпочитают химические препараты или иные средства.

Мало того – даже самая лучшая мышеловка не будет продаваться, если её

дизайн, упаковка и цена не покажутся покупателям привлекательными; если эти

мышеловки не будут распространяться по самым эффективным каналам; если к

ним не привлечь внимание тех людей, которым может понадобиться мышеловка;

если не убедить покупателя, что данная мышеловка – лучший товар такого

типа. Ориентация на товар обеспечивает постоянное обновление технологий,

потому что менеджеры убежденны, что именно технологическое превосходство

лежит в основе успеха в бизнесе.

К сожалению, концепция улучшения товара оборачивается порой

“маркетинговой близорукостью”. Например, железнодорожные компании в свое

время пострадали от заблуждения, что потребителю нужны поезда, а не

средство передвижения, и не заметили возросшей конкуренции со стороны

самолетов, автобусов, грузовых и легковых автомобилей. Производство больших

и лучших поездов не приведет к удовлетворению потребительского спроса на

перевозки, но развитие нового вида перевозок и расширение предложения

помогут этого добиться.

Глава 4. Функции маркетинга и этапы его организации

Функция маркетинга включает в себя действие, содействующее процессу

сбыта и реализации продукции. Функция маркетинга объединяет в себя

следующие этапы:

. маркетинговые исследования;

. планирование политики в области выпуска и ассортимента

продукции;

. ценообразование;

. продвижение товара;

. товародвижение и сбыт;

. маркетинг менеджмент.

В зависимости от сферы действия различают такие виды маркетинга:

. маркетинг услуг;

. маркетинг организации - деятельность, предпринимаемая с целью

создания и поддержания благоприятного имиджа организации;

. маркетинг отдельной личности – деятельность, направленная на

создание, поддержание либо изменение поведения общественности по

отношению к конкретным лицам. Например, политические деятели

используют персональный маркетинг в целях повышения своей

популярности;

. маркетинг места - деятельность, предпринимаемая с целью, например,

привлечения туристов в места отдыха, застройки жилых кварталов;

. маркетинг идей - деятельность, направленная на проведение прививок,

сокращение потребления табачных изделий, алкогольных напитков и т.д.

С точки зрения поэтапной интернационализации выделяют внутренний и

международный маркетинг. Внутренний маркетинг включает в себя местный

маркетинг, когда фирма выходит с товаром на местный рынок. Национальный

маркетинг предполагает выход фирмы за пределы того региона, где она

расположена, и деятельность на всю страну.

Международный маркетинг начинается с простой экспортной деятельности,

затем включает в себя создание дочерних фирм, филиалов, отделений в

зарубежных странах и завершается созданием международных корпораций с

филиалами, разбросанными по всему мир[6]у.

Высшей точкой развития международного маркетинга является глобальный

маркетинг, предполагающий свободное перемещение товаров, рабочей силы и

капитала по всему миру.

По виду деятельности различают:

. финансовый маркетинг;

. инновационный маркетинг (в области разработки и внедрения

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.