реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Маркетинг

Маркетинг

Государственный комитет РФ по высшему образованию

Омский государственный университет

Экономический факультет

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Декан факультета экономики Проректор по учебной

работе

___________ А.М.ПОПОВИЧ

______________

"______"____________ 1997 г. "______" _____________

1997 г.

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ:

М А Р К Е Т И Н Г

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ:

_________________

ГРУППА: ________

Проверил:

д.с.н., проф. Давыденко В.А.

Оценка:

Омск - 1997 г.

- 4 -

В В Е Д Е Н И Е

Выполнение курсового проекта по маркетингу является важнейшим

практическим

методом освоения современного маркетинга, инструментом понимания технологий

при-

нятия маркетинговых решений, а также ключевым средством овладения работой

марке-

толога на предприятии любой формы собственности.

Курсовой проект состоит из двух частей, соответствующих структуре

курса:

описание маркетинговой деятельности фирмы на уровне "оперативного

маркетинга" и

на уровне "стратегического маркетинга". В первой части необходимо

осуществить

описание фирмы и провести анализ на основе методики ситуационного анализа

(необ-

ходимо ответить на все вопросы прилагаемой ниже методики ситуационного

анализа).

Содержание второй части курсового проекта основано на использовании

четырех

методик стратегической сегментизации рынков для конкретной фирмы: (1) по

потре-

бителям, (2) по основным конкурентнам, (3) по параметрам анализа силы и

слабости

фирмы в конкурентной борьбе, (4) по хозяйственному профилю, - методик,

широко

применяемых на Западе. Данные методики в определенной мере переработаны и

адап-

тированы автором курсового проекта применительно к Российским условиям,

исходя

из практики работы со студентами-заочниками Омского филиала Московской

коммер-

ческой академии в 1992 году, со студентами-дневниками и со студентами-

вечерника-

ми факультета экономики и управления Омского технического университета в

1993 и

1994 году.

Основная идея, заложенная в курсовом проекте, связана с тем, что

студент

должен выполнить этот проект на конкретном предприятии (фирме). Студент-

эконо-

мист как ОмГУ, так и ОмГТУ, вообще говоря, может иметь свою фирму

(предприятие),

либо работать на ней, либо, в крайнем случае, обладать свободным

доступом на

фирму как на объект маркетингового исследования. Как показала практика,

сегод-

няшние абитуриенты, поступающие на ЭФ ОмГУ и ФЭУ ОмГТУ, в своем

большинстве,

удовлетворяют указанным требованиям и к моменту написания курсового

проекта, как

правило, имеют уже контракт на работу по специальности с какой-либо фирмой.

Студенты, не имеющие возможности получить самостоятельный и свободный

дос-

туп к реальному ("живому") объекту маркетингового исследования и,

следовательно,

к соответствующей стратегической информации, выполняют данный курсовой

проект

либо с помощью получения информации у своих родителей, близких

родственников,

друзей и знакомых; в случае же принципиальной невозможности выйти на

предприятие

(фирму) - на основе литературных источников (то есть проводят маркетинговый

ана-

лиз соответствующих параметров "мифической фирмы"). В этом случае курсовой

про-

ект приобретает статус "учебного" (а не "практического"), и студентом

проделыва-

ется аналогичная интеллектуальная работа, что и в варианте с "живой

фирмы", но

на основе изучения литературы. В последнем случае практическая

эффективность

курсового проекта, понятно, резко снижается, потому что истинное понимание

"жи-

вых" маркетинговых проблем остается как бы "за кадром".

1-й раздел

----------

ОПЕРАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ФИРМЫ: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА

В этот раздел курсового проекта входит разработка студентом ключевых

пара-

метров (признаков, переменных), описывающих внутреннюю и внешнюю среду

фирмы, а

также, а также ответы на вопросы методики ситуационного анализа.

1.1. Название фирмы, ее отраслевая принадлежность, основные виды

деятель-

ности (укажите):

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

1.2. Основные цели фирмы, основные цели маркетинга, цели и процедуры

плани-

рования, маркетинговые решения, их анализ и контроль, структуры обратных

связей

(укажите и опишите):

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

- 5 -

Факторы

внешней

среды:

Макроэкономические +------------------+ +-------------+

-------------------- ¦Внутренняя среда ¦ ¦ Цели фирмы: ¦

Правовые ¦фирмы: +---¦ - +-----+

-------------------- ¦ +---¦ - ¦ ¦

Политические ¦ ¦ ¦ - ¦ ¦

-------------------- ¦ ¦ +-------------+ ¦

Уровни инфляции ¦ ¦ ¦ ¦

-------------------- ¦ ¦ +----------------+ ¦

Налоги ¦ ¦ ¦Цели маркетинга:¦ ¦

-------------------- ¦ +---¦- ¦ ¦

Междунар. отношения ¦ ¦___¦- +--¦

-------------------- ¦ ¦ ¦- ¦ ¦

Социальная среда +------------------+ +----------------+ ¦

------------------- ¦ +------+------+ ¦

Другие макро- ¦ ¦Планирование ¦ ¦

факторы: ¦ ¦ +-----¦

------------------- ¦ +-------------+ ¦

¦ ¦ ¦

+-------------------------+ +-------------+ ¦

¦АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И¦ ¦Маркетинговые¦ ¦

¦ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ФИРМЫ ¦ ¦решения: +----¦

+-------------------------+ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ +-------------+ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ +-------------+ ¦

¦ ¦ ¦ Анализ и ¦ ¦

¦ +---------------¦ контроль +----¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ +-------------+ ¦

¦ +-----------+ ¦ ¦

¦ ¦ Обратные ¦ ¦ ¦

+--------------¦ связи +------------------+

¦ ¦

+-----------+

Рис. 1. ОПИСАНИЕ ФИРМЫ И ЕЕ ОКРУЖЕНИЯ

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Примечание. На основе предлагаемой схемы в курсовом проекте

требуется

начертить основные блоки и структурные связи, зафиксировать основные

параметры

и проанализировать ключевые переменные внутренней среды фирмы и ее

окружения,

а также влияния на эти параметры факторов внешней среды.

1.3. Внутренняя среда фирмы: технологии, продукты, персо-

нал, финансы, структуры управления (укажите и опишите):

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

- 6 -

К целям предприятия (фирмы), как правило, относятся: эффективное

производс-

тво, возвращение капиталовложений (инвестиций), достаточно высокая оплата

труда

персонала ("чтобы рабочий мог жить достойно" - Ф.Тэйлор), выполнение

социальных

обязанностей перед персоналом и т.п.

В курсовом проекте требуется конкретизировать цели представляемого

предпри-

ятия, причем сделать это требуется достаточно реалистично.

К целям маркетинга, как правило, в целом относят: удовлетворение нужд,

пот-

ребностей и запросов клиентов фирмы, обеспечение высокого объема продаж,

роста

темпа продаж, роста конкурентноспособности, завоевание определенных долей и

сег-

ментов рынка, рост нормы прибыли и всех ее производных (составляющих),

завоева-

ние хорошего имиджа (образа) фирмы, позиционирование торговых марок и

многие

другие. То, что характерно именно для данной фирмы, и необходимо описать в

кур-

совом проекте. В курсовом проекте требуется точно зафиксировать, какие

именно

цели маркетинга для данной представленной фирмы заложены руководством

фирмы,

или, в других терминах, ЛПР - лицами, принимающими решения.

Например, в стратегическом маркетинге и управлении фирм стран развитого

ка-

питализма выделяют базовые и оперативные цели, цели долгосрочного

планирования,

цели по эффективности производства и цели организации (см. табл. 1.1. в

Приложе-

нии). Для каждой фирмы имеются как некоторые общие цели, так и собственные

цели

фирмы сугубо индивидуального и группового характера, отражающие

оригинальность и

нестандартность ее внутренней среды, влияющей на повышение факторов

конкурент-

носпособности фирмы вообще.

В процессы маркетингового планирования, как правило, входит следующий

круг

проблем: прогнозирование рынков, выбор рынков, выбор новых товаров,

испытание

новых товаров, управление производством товаров и многое другое. Процессы

стра-

тегического планирования обычно реализуются после глубокого анализа

факторов

внешней и внутренней среды фирмы, рыночной ситуации, покупателей,

конкурентов,

товара и т.п. Стратегическое планирование тесно связано со стратегическим

управ-

лением фирмой и непосредственно касается стратегического маркетинга.

Далее следует выступить в качестве эксперта и ответить на все вопросы

пред-

лагаемой ниже методики ситуационного анализа:

М е т о д и к а с и т у а ц и о н н о г о а н а л и з а

----------------------------------------------------------

Инструкция эксперту:

1. Ответы на вопросы даются только в письменной форме, на данный

момент

времени. 2. На каждый вопрос дается наиболее полный ответ, в зависимости

от со-

держания вопроса. 3. Ответ дается, по возможности, по следующей структуре:

3.1.

Ответ по сути вопроса. 3.2. Предложения по возможным неблагоприятным

изменениям

и возможные действия на неблагоприятные изменения. 3.3. Предложения по

неисполь-

зованным возможностям и предполагаемые действия по неиспользованным

возможнос-

тям. 3.4. Анализ вновь появляющихся возможностей и предполагаемые

действия на

вновь появляющиеся возможности. 3.5. Анализ меры неудовлетворительного

состояния

и предполагаемые действия на неудовлетворительное состояние (например:

необходи-

мые изменения). 3.6. Анализ запрещающих факторов и предполагаемые

/необходимые/

действия на запрещающие факторы. 3.7. Анализ сдерживающих факторов и

необходимые

действия на сдерживающие факторы. 3.8. Анализ способствующих факторов и

необхо-

димые действия на способствующие факторы. 3.9. Зоны приложения усилий на:

(1)

способствующие факторы; (2) нейтрализацию сдерживающих факторов; (3)

трансформа-

цию сдерживающих или запрещающих факторов. 4. Заключительный анализ

информации

по каждому разделу (рынки, товары, новые товары, покупатели и т.д.): вся

инфор-

мация обобщается и сводится в общую таблицу по графам - сильные стороны и

слабые

стороны маркетиговой деятельности фирмы, с соответствующей оценкой.

В о п р о с ы с и т у а ц и о н н о г о а н а л и з а

----------------------------------------------------------

(ответы даются только в письменной форме, на данный момент времени)

ГРУППА 1: Р Ы Н К И

N 1. На каких рынках работает фирма ? N 2. Какие из них основные

(наиболее

важны) для ее процветания ? N 3. Какова общая емкость каждого рынка ? N 4.

Како-

ва импортная емкость каждого рынка ? N 5. Каковы основные сегменты каждого

рын-

ка, интересующие нашу фирму ? N 6. Какова емкость каждого сегмента каждого

рын-

ка, упомянутого в вопросе N 5 ? N 7. Какова импортная емкость каждого

сегмента

каждого рынка, упомянутого в вопросе N 6 ? N 8. Каковы прогнозы ближайшего

(0,5

года - 1 год) развития: 8.1. Общей емкости каждого рынка ? 8.2. Импортной

емкос-

ти каждого рынка ? 8.3. Емкости основных сегментов каждого рынка,

интересующие

нашу фирму (соответственно пункта 5) ? 8.4. Импортной емкости каждого

сегмента

каждого рынка, интересующие нашу фирму (соответственно пункты 5,7)? N 9.

Как

располагаются рынки, на которых мы действуем, по рангам коммерческой

эффектив-

ности экспорта ? N 10. Где могут быть новые рынки для товаров нашего

предприя-

тия? N 11. Какова конъюктура по каждому из рынков по пункту 1 и кждому из

това-

ров нашей фирмы на них ? N 12. Какие прогнозируются среднесрочные (2-3

года) из-

менения и почему ? N 13. Как следует ответить нашей фирме на эти возможные

изме-

- 7 -

нения ? N 14. Все ли сделано для этого ? N 15. Соответствуют ли наши

производс-

твенный и сбытовой потенциалы тенденциям изменения рынка по пункту 8 на

ближай-

шие 2 - 3 года ? N 16. Каковы наши среднесрочные (2-3 года) планы по

каждому

рынку пункта 1 и почему ? N 17. Учитываем ли мы результаты среднесрочных

(2-3

года) прогнозов ? N 18. Покупают ли потребители в наиболее важных для нас

сег-

ментах наши товары ? N 19. Какую долю каждого сегмента занимают товары

нашего

предприятия (в стоимостном выражении) ? N 20. Собираемся ли мы расширять

продажу

в каждом или некотором из сегментов ? N 21. Что мы делаем для этого ? N

22. Что

влияет на спрос по отношению к товарам нашей фирмы (перечислить

положительные и

отрицательные факторы) ?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

ГРУППА 2: Т О В А Р Ы (У С Л У Г И)

N 23. Каковы основные товары (услуги /в дальнейшем слово "услуги" -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.