реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Понятия как форма мышления

Понятия как форма мышления

Московский институт экономики

менеджмента и права

факультет: экономический

заочное отделение

предмет: логика

реферат

тема: понятие как логическая форма

мышления.

Преподаватель:

Бурзук Геннадий Леонидович

МОСКВА 2000

содержание:

1. Введение.

2. Общая характеристика понятий.

2.1 Логические приёмы образования понятий.

2.2 Понятие и слово.

3. Содержание и объём понятий.

3.1 Логика содержания.

4. Виды понятий.

5. Отношение между понятиями.

5.1 Совместимые понятия.

5.2 Несовместимые понятия.

6. Обобщение и ограничение понятий.

7. Определение понятий.

7.1 Виды определения.

7.2 Правила определения.

8. Деление понятий.

8.1 Сущность деления.

8.2 Виды деления.

8.3 Классификация.

8.4 Операции с классами.

9. Вывод.

1. введение:

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад,

в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель

(348-322 гг. до н. э.)

Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих

мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как

средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции

мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство

познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время

представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные

науки: логику формальную и логику диалектическую.

Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в

логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная

её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил

грамматики.

Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить

человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого

логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить

более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Основными формами мышления являются понятие, суждение и

умозаключение. В своей работе я попытаюсь, как можно подробнее рассмотреть

одну из форм мышления – понятие (его виды, содержание и объём, отношение

между понятиями и логические операции с понятиями).

понятие как форма мышления

2. общая характеристика понятий.

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных

признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом

или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе,

характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других

предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только

свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние)

также рассматривается как его признак.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них

характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат

определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет

признаки, одни из которых, например, черты лица, телосложение, походка,

мимика, так называемые особые приметы, броские признаки, принадлежат только

данному человеку и отличают его от других людей. Другие профессия,

национальность, социальная принадлежность и т. д. являются общими для

определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для всех людей.

Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от всех других

живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда,

способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет

признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность,

называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия,

отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр.

способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет

(напр. “Аристотель”), наряду с общими существенными признаками (человек,

древнегреческий философ) включает единичные признаки.

Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать

предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными.

Понятие качественно отличается от форм чувственного познания:

ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознание человека в

виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Восприятие и

представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного

предмета. Понятие лишено наглядности.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в

абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие,

наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства

индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм

чувственного познания – восприятия и представления. Вместе с тем, они

позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей

полнотой, на что не способно чувственное познание.

2.1 Логические приёмы образования понятий.

Что бы составить понятие о предмете, нудно сравнить данный предмет с

другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием,

устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мыленным расчленением предмета на

составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета

на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные

признаки от несущественных. Это мысленное выделение признаков, называется

абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа,

должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приёма,

противоположного анализу, - синтеза, представляющего собой мысленное

соединение частей предмета, расчлененного анализом.

Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы.

Эта операция осуществляется путем обобщения, с помощью которого

определенные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются

в группы однородных предметов.

Таким образом, мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.

2.2 Понятие и слово.

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом.

Понятие выражается и закрепляется в словах и словосочетаниях, без которых

невозможно ни формирование понятий, ни оперирование имени (это слова и

словосочетания, имеющие определённый смысл и обозначающие какой-либо

предмет).

Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но

выражающие различные понятия.

Синонимы – это слова, близкие или тождественные по своему значению,

выражающие одно и тоже понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками

значения или стилистической окраской.

Многозначность слов нередко приводит к смешению понятий, а,

следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно

установить значение слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определённом

смысле.

Термин - это слово или словосочетание, обозначающее строго

определенное понятие и характеризующееся однозначностью, по крайней мере, в

пределах данной науки или родственной группы наук.

3. Содержание и объем понятия.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков

предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом

понятия.

Понятие может быть достаточно (если не исчерпывающе) полно

охарактеризовано с двух сторон — со стороны своего содержания (смысла) и со

стороны того, к каким предметам оно относится. Эти две стороны называются

соответственно интенсиональной и экстенсиональной.

а) Интенсиональность понятия.

Содержание понятия объясняют, как правило, через отождествление его

либо:

- с понятием как таковым (содержание понятия — это система признаков,

на основе которой осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии).

- со значением (совокупность существенных признаков предмета, мыслимых

в понятии, называется содержанием понятия)

-со всем, что известно о данном явлении вообще.

Получается, что в некотором смысле содержание понятия – это то, что

нам известно о вещах, соответствующих этому понятию. Эти трактовки

содержания понятия, заключают в себе некоторую мысль или тенденцию к ней,

которую можно выразить так: содержание понятия — это информация,

необходимая для того, чтобы образовать, сформулировать данное понятие и

осмыслить его. А информация эта — знание всякого рода, о признаках

отличительных, общих, существенных и всех вообще признаках.

Существует представление о величине содержания, т. е. содержание

одних понятий может быть больше, чем содержание других понятий. Но

определения, что такое величина удержания понятия, по-видимому, не

существует. Чаще всего объясняют это так: понятие, например, автомобиля

более содержательно, т. е. больше по содержанию, чем понятие машины. Ведь

чтобы сформулировать понятие автомобиля, нужно использовать понятие машины.

Тогда как при определении машины понятие автомобиля использовать нет

необходимости. Сравнивать по величине можно лишь подчиняющее и подчиненное

понятия, но не иные.

Специфическим элементом содержания понятия является коннотация, т. е. те

этические и эстетические оттенки, окраски и ассоциации, которые мы

вкладываем в понятие (особенно в русском языке), приводящие иногда к

изменению его словесной формы. Чтобы понять, что же это, достаточно

сравнить такие слова, как дядя и дядюшка, дела и делишки и т. п., и

попытаться сказать, чем же они отличаются друг от друга.

б) Экстенсиональность понятия.

Понятие всегда относится к каким-то объектам вне его, обозначает

какие-то вещи явления, предметы. Именно те, которые имеют признаки,

обобщенные в понятии. Такие предметы составляют особый класс. Класс

предметов определяют как совокупность объектов, имеющих один или несколько

общих характеристических признаков, отраженных каким-либо понятием.

Чтобы перейти к объему понятия, нужно провести различие между

предметами реальными и абстрактными. Случается, что кое-какие признаки и

черты приписываются ему и ошибочно. Словом, предмет в своем реальном бытии

и предмет как объект мысли — это не одно и то же. В последнем случае мы

имеем дело с особым мыслительным явлением, которое называют абстрактным

предметом.

Предмет, о котором известно только то, что он подходит под то или

иное понятие, и больше ничего, есть целиком мыслительное образование и

называется абстрактным предметом. Совокупность абстрактных предметов,

соответствующих одному и тому же понятию, составляет его объем.

Понятию, однако, соответствуют не только отдельные конкретные

предметы, но и их категории. Поэтому в трактовке объема понятия можно

отметить два подхода.

Первый заключается в том, что объем понятия, составляют все другие

понятия, для которых оно является общим. Например, понятие машины является

общим для таких понятий, как автомобиль, грейдер, экскаватор и т. д. Такой

объем можно было бы назвать объемом разнообразия, потому что он показывает,

как велико число разновидностей данного явления, как разнообразно оно.

Bторой подход можно выразить такими словами: объем понятия — все

предметы, к которым относится данное понятие.

Объём понятия не может состоять из реальных предметов, а может

состоять лишь из мыслей. Мы сказали бы так: объем понятия составляют

утверждения о наличии (существовании) конкретных предметов (или их

категорий, понимаемых как одно целое), которые обладают свойствами,

подходящими под данное понятие, что позволяет быть реальным и данному

понятию. Объемы, составленные из утверждений о существовании предметов,

соответствующих данному понятию; могут быть названы количественными.

При обращении с объемами понятий возможна следующая ошибка:

части предмета могут полагаться частями объёма. Получается сколько у

предмета частей, таков и его объем. Но части предмета — это не экземпляры,

не категории и разновидности предмета. Плавник не есть разновидность рыбы,

потому объемы этих двух понятий не соприкасаются.

3.1 Логика содержания.

Формальная логика.

Это логика объемов, она сосредоточивает свое внимание на

экстенсиональной стороне мышления. Для нее мышление — это всякого рода

операции с объемами понятий и суждений. От их содержания она отвлекается.

Потому-то она и формальна. Она ищет способы определения истинности

высказываний, основываясь только на отношениях объемов (или, как говорят,

только в экстенсиональном контексте).

Отсюда следует, что должна существовать и логика содержания, которая

сосредоточивалась бы на интенсиональной стороне мышления, на содержании

понятий и суждений и на взаимодействии этих содержаний. Логика содержания

должна идти в русле теории познания, выяснять, как внешний мир правильно

отражается в мышлении,

Пустые объемы.

Иногда говорят, что объемы тех или иных понятий являются пустыми.

Объем (класс), согласно распространенной точке зрения, может быть пустым в

двух случаях:

- когда предметы, отраженные в понятии, противоречат физической

возможности. Это либо вещи вроде вечного двигателя, либо порождения

фантазии (кентавры, русалки и т. п.).

- когда речь идет о само противоречивых понятий. И те, и другие

понятия, говорят, имеют свое содержание, но объемы их пусты. Эти понятия

называют еще ложными.

Онтологическая модальность понятий.

Существует понятие модальности. Модальность - способ существования

какого-либо объекта или протекания какого-либо процесса (онтологическая

модальность) или же способ понимания, суждения об объекте, явлении или

событии (гносеологическая или логическая модальность).

Логическое существование — это существование вообще, в самом широком

смысле слова существование, безотносительно, каким способом и в качестве

чего.

Эти виды существования перекрещиваются, и мы можем наметить основные

виды (классы) существования вещей:

• чувственно-объективное – это вещи, которые нами ощущаются и которые

физически реальны. Таковы предметы, которые мы видим вокруг себя солнце,

облака, деревья, другие люди и т. д.

• чувственно-субъективное - это наше настроения, мысли, фантазии,

мечты, образы и т.п.;

• скрыто-объективное - это то, что есть физически, но что не дано нам

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.