реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Метод моделирования в науке и технике, его объективное и логические основы

Метод моделирования в науке и технике, его объективное и логические основы

КГТУ им. А.Н.Туполева

Кафедра философии.

[pic]

Реферат

по логике

на тему:

«Метод моделирования в науке и технике, его объективные и логические

основы»

Выполнил:

студент 4 факультета

группы №4113

КГТУ им А.Н. Туполева

Бужин Юрий.

ICQ number: (257333541)

mailto:larry-lamer@mail.ru

Казань 2003 г.

Содержание.

1. Предисловие.

2. Введение.

3. Моделирование как метод научного познания.

4. Место логики в методологии научного познания.

5. Основные методологические принципы диалектической логике.

6. Законы логики.

a) Понятие о логическом законе.

b) Закон тождества.

c) Закон противоречия.

d) Закон исключенного третьего.

e) Закон достаточного основания.

7. Заключение.

8. Список использованной литературы.

Предисловие.

При написании реферата был использован опыт, накопленный в течение

данного семестра на занятиях логики, а так же собственным интересом к

научной литературе по данной тематике.

Материал данного публичного доклада расположен последовательно:

вначале идёт ознакомление в целом с данным предметом, затем-непосредственно

раскрытие темы, в конце идёт обобщение и заключения выше перечисленного

материала.

Автор приносит глубокую благодарность К. Санникову, Ю.В. Куликову за

помощь в работе.

Автор.

Введение.

В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности,

в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования.

Особенно это относится к сфере управления различными системами, где

основными являются процессы принятия решений на основе получаемой

информации.

Метод моделирования широко применяют в таких областях, как

автоматизация проектирования и организации в автоматизированных системах

научных исследований, в системах исследования и проектирования, в системах

массового обслуживания, анализ различных сторон деятельности человека,

автоматизированное управление производственными и другими процессами. Важно

подчеркнуть, что моделирование используется при проектировании, создании,

внедрении, эксплуатации систем, а также на различных уровнях их изучения,

начиная от анализа работы элементов и кончая исследованием системы в целом

при их взаимодействии с окружающей средой.

При моделировании чего-либо нужно уметь выделять его объективные и

логические основы.

Моделирование как метод научного познания.

Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в

глубокой древности и постепенно захватывало все новые области

научных знаний: техническое конструирование, строительство и

архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец,

общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех

отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако

методология моделирования долгое время развивалась независимо

отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая

терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования

как универсального метода научного познания.

Термин "модель" широко используется в различных сферах человеческой

деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассмотрим только такие

"модели", которые являются инструментами получения знаний.

Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект,

который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его

непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале

Под моделирование понимается процесс построения, изучения и применения

моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия,

гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение

абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.

Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного

познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный

инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и

с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность

метода моделирования определяет специфические формы использования

абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что

многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно

исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много

времени и средств.

Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект

(исследователь), 2) объект исследования, 3) модель, опосредствующую

отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Пусть имеется или необходимо создать некоторый объект А. Мы

конструируем (материально или мысленно) или находим в реальном мире другой

объект В - модель объекта А. Этап построения модели предполагает наличие

некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели

обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты

объекта-оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере сходства

оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает

свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть

оригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях

отличия от оригинала.

Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта

осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая

модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого

следует, что для одного объекта может быть построено несколько

"специализированных" моделей, концентрирующих внимание на определенных

сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной

степенью детализации.

На втором этапе процесса моделирования модель выступает как

самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования

является проведение "модельных" экспериментов, при которых сознательно

изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее

"поведении". Конечным результатом этого этапа является множество знаний о

модели R.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал -

формирование множества знаний S об объекте. Этот процесс переноса знаний

проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть

скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли

отражения или были изменены при построении модели. Мы можем с достаточным

основанием переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот

результат необходимо связан с признаками сходства оригинала и модели. Если

же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели

от оригинала, то этот результат переносить неправомерно.

Четвертый этап - практическая проверка получаемых с помощью моделей

знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его

преобразования или управления им.

Для понимания сущности моделирования важно не упускать из виду, что

моделирование - не единственный источник знаний об объекте. Процесс

моделирования "погружен" в более общий процесс познания. Это обстоятельство

учитывается не только на этапе построения модели, но и на завершающей

стадии, когда происходит объединение и обобщение результатов исследования,

получаемых на основе многообразных средств познания.

Моделирование - циклический процесс. Это означает, что за первым

четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом

знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель

постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла

моделирования, обусловленные малым знанием объекта и ошибками в построении

модели, можно исправить в последующих циклах. В методологии моделирования,

таким образом, заложены большие возможности саморазвития.

Место логики в методологии научного познания.

В научном познании логика выполняет ряд функций. Одна из них –

методологическая. Чтобы описать эту функцию, нужно охарактеризовать понятие

методологии.

Слово «методология» состоит из слов «метод» и «логия». Последнее,

находясь в конце сложного слова, означает «учение». То есть буквально

методология – это учение о методе. Это слово употребляется в двух смыслах:

во-первых, методологией называют систему нематериальных средств познания и

преобразования действительности; во-вторых, - учение о нематериальных

средств познания и преобразования действительности. Такая двуплановость

научных понятий – явление обычное. Так, логикой называют особое

закономерности в связях и развитии мыслей, а так же науку об этих

закономерностей.

Основными нематериальными средствами познания и преобразования

действительности являются принципы, методы , приёмы и некоторые другие.

Методологические принципы следует отличать от мировоззренческих. Для

уяснения этого необходимо иметь в виду, что в науке различают две стороны:

дескриптивную (описывающую) и прескриптивную (предписывающую).

Мировоззрение является дескриптивной стороной науки, а методология –

прескриптивной. Мирровозрение в широком смысле слова – это система взглядов

на мир( на природу, общество и познание). Основу мировоззрения образует

философское мировоззрение, называемое иногда мировоззрением в узком смысле

слова. Мировоззрение составляют: принципы, представляющие собой знания о

наиболее общих связях и свойствах объективной действительности познания

(наиболее общие в рамках предметно области конкретной науки- тогда это

принципы конкретной науки и наиболее общие безотносительно к конкретной

науки – тогда это философские принципы); законы – знания об особых связях в

объективной действительности и познания, менее общих, чем первые.

Слово «метод» в научной литературе употребляются в двух смыслах. В

первом смысле методом называют всю систему нематериальных средств познания

и преобразования действительности, т.е. методологию в целом.

Во втором смысле метод можно определить как способ познавательной или

практической деятельности, представляющий собой последовательность

позновательных операций, или этапов, деятельности, выполнение которых

способствует наиболее успешному достижению желаемого результата.

Основные методологические принципы диалектической логики.

В качестве высшего методологического принципа выступает принцип

объективности рассмотрения. Этот принцип вытекает из материалистического

решения основного вопроса философии, т.е. из мировоззренческого принципа

первичности материального и вторичности идеального. Он требует при

исследовании всякого объекта исходить из него самого, а не нашего мнения о

нём.

Не мышлению подчинять предмет, а мышление предмету, внутренней логике

взаимности и взаимодействия его сторон.

Шептулин

А.П.

Принцип объективности рассмотрения, используемый в специальном

познании,

…включает в себя не только требование исходить из самого объекта, из

законов его функционирования и развития и не привносить в него ничего от

себя, но и чёткого различения материальных и идеологических отношений,

объективных и субъективных факторов, общественного бытия и общественного

сознания, признания материальных, объективных факторов (отношений),

общественного бытия в качестве определяющего, первичного, а духовных,

идеологических отношений, явлений общественного сознания – в качестве

вторичных, обусловливаемых материальной жизнью людей, их экономическими

отношениями. Только в таком специфическом выражении принцип объективности в

состоянии правильно ориентировать субъекта в познании социальных явлений.

Например, при прогнозировании преступности исходят из того, что это

вторичное явление по отношению к другим социальным явлениям, выступающим в

качестве её причины.

Отсюда следует вывод, что … прогнозирование «преступности» есть

вторичное прогнозирование, отражающее изменение в будущем других социальных

явлений, сказывающихся на преступности. Прогнозирование преступности…должно

идти вслед за прогнозами явлений, процессов, существенно влияющих на

динамику, уровень, структуры преступности. Поэтому вначале должен быть

составлен прогноз (модель) относящийся к первому звену причинно-

следственной системы – к области причин, а уже затем и на основе этого – ко

второму звену – к преступности. Разработка прогнозов перового звена –

задача экономистов, социологов, демографов и др. разработка второго звена –

дело криминологов.

Первым следствием принципа объективности рассмотрения является

требование не идти от вторичных явлений к их причинам, а наоборот, исходя

из первичных явлений, из причин выявлять все возможные следствия.

Применительно к преступности этот метод можно сформулировать так: не

от преступности идти к её причинам, а из данных (материальных) условий

жизни выводить ожидаемое правонарушения.

Вторым следствием принципа объективности является принцип конкретности,

требующий при изучении объекта исходить из его особенностей, специфических

условий его существования, а принципы и методы исследования объекта

использовать лишь в качестве ориентиров, направляющих познание его

внутренней природы.

Законы логики.

Законы мышления исторически сложились в результате взаимодействия

между человеком и объективной действительностью в процессе преобразования и

познания ее. В законах мышления человека отложился многовековой опыт

практической общественной деятельности. В них нашли свое логическое

выражение наиболее массовидные черты внешнего мира, его качественная

определенность. При этом мышлении, выступая как специфическое отражение

объективной реальности в сознании человека, протекает не хаотично, а

закономерно. Это означает, что элементы мысли, как и мысль в целом,

находятся в закономерной связи между собой. Вот почему логическая

правильность рассуждений обусловлена законами мышления.

Понятие о логическом законе.

Прежде чем рассмотреть содержание и специфику законов логики целесообразно

определить родовое понятие"закон".

Закон есть существенная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся

связь явлений,обусловливающая их структуру, функционирование или развитие.

На основе этой общей дефиниции определим категорию "закон мышления".

Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая,

повторяющаяся связь междуэлементами мысли и самими мыслями. Источники этих

связей - объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением

закономерностей внешнего мира,преобразованных в человеческой голове и

ставших общими принципами познающего мышления. Отсюда, порядок и связь

вещей определяет порядок и связь мыслей.Этот процесс идет по двум

направлениям:

содержательному (отражение связей реальных вещей);

формальному (отражение связей форм мысли).

Первое направление реализуется в диалектических законах и изучается

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.