реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Менеджмент

Менеджмент

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Архангельская Государственная Медицинская академия

Институт менеджмента

Контрольная работа по дисциплине:

«Логика»

Тема: «Менеджмент»

Исполнитель: студентка IV курса

Вечернего отделения

Алексеева Юлия Анатольевна

шифр № МВСС – 98301

Проверил: преподаватель

Санталов Л.А.

Архангельск

1999 г.

План:

I. Введение. Развитие научного управления и эволюция термина “менеджмент”.

II. Основная часть.

1. Понятие “менеджмент”.

a. Формирование понятия.

b. Определение понятия и проверка его правильности.

c. Деление понятия.

d. Обобщение и ограничение. Круги Эйлера.

2. Простой категорический силлогизм.

III. Заключение.

Введение. Развитие научного управления и эволюция понятия “менеджмент”.

В конце XX века в нашей стране произошли серьезные экономические

преобразования: изменились отношения собственности, а вместе с ними – цели

деятельности организаций, механизмы их взаимодействия. Административно-

командная система управления ушла в прошлое. Существенно возросла роль

управляющих структур. Поэтому знание менеджмента сегодня необходимо для

управленцев разных уровней. Но, прежде чем начать изучать его различные

направления необходимо разобраться в содержании термина.

Можно ли одной фразой определить, что такое менеджмент? Это ничуть не

проще, чем определить, например, что такое “любовь”. Менеджмент – необычно

сложное явление, которое охватывает огромный спектр самых разных видов

человеческой деятельности (от промышленности до политической борьбы, от

спорта до социальных движений). Термин трактуется очень широко. Дело в том,

что как социально-экономическое учение менеджмент возник только в конце

прошлого века. Промышленная революция XVII-XIX веков сделала необходимым

научный подход к управлению. Но сама теория управления – относительно новое

явление в истории бизнеса. Первые попытки привести в систему имеющиеся

знания в сфере управления экономикой и производством связывают с именем

Генри Р. Тауна, основателя и президента “Эйле энд Таун Манифактуринг”. В

1886 году он писал, что менеджмент является областью изучения, равной по

важности инженерному делу. Таун отмечал, что у менеджеров нет научной

дисциплины, в рамках которой накопленный опыт систематизировался бы в

принципы и теории. В истории менеджмента выделяют три основных школы теории

управления:

. Классическая школа (представители - Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбретт, А.

Файоль и М. Вебер).

. Школа человеческих отношений (М.П. Фоллетт, Э. Мэйо, О. Шелдон и др.).

. Школа науки управления (Барнард Ч.И. и др.).

Эти школы возникли в разные исторические периоды. Все они первоначально

были ориентированны только на производственно-хозяйственную сферу

деятельности, их открытия использовались в текущей управленческой практике.

Но сегодня принципы научного управления применяют далеко за пределами

производства. Произошла интеграция понятия “менеджмент”.

В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент

определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство

управления, особого рода умения и административные навыки, орган

управления, административная единица.

В американском учебнике для студентов по курсу менеджмента дается

следующее определение: “Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих,

материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей”

[5, стр. 10]. Причем, под процессом здесь понимается система действий,

предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны

работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели – это те

результаты, которых добиваются основные акционеры кампании.

Встречаются и более упрощенные определения менеджмента.

Например:”Менеджмент – это искусство получения работы, сделанной

посредством других” [5, стр. 11].Такое определение не подойдет менеджерам в

условиях все возрастающей сложности управленческого процесса.

Можно встретить и такое определение: “Менеджмент – это область

деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий

профессионализм” [5, стр. 11]. Но – в чем его цель и практическое

приложение?

Дадим правильное определение на русском языке, в котором слово

“менеджмент” используется сравнительно недавно. Глагол “управлять”

применяется у нас для всех без исключения сфер и видов деятельности, где

требуется управление как таковое. Но, если задуматься, вряд ли все приемы и

методы, с помощью которых управляют на заводе или фабрике, будут хороши в

управлении деятельностью парламента или в правительственной сфере. А

управление автомобилем существенно отличается от управления коллективом. В

англоязычных странах разделение соблюдается более четко:

To manage – управлять в хозяйственной сфере (фирма, магазин, оптовая

база и т.д.).

To govern – управлять в политической сфере (правительство, региональное

руководство и т.д.).

To control – управлять в сфере техники (машинами, техническими

комплексами и т.д.).

В настоящее время в России слова “менеджмент” и “управление” часто

применяют как синонимы. Значение термина “менеджмент” недопонимается. С

точки зрения логики мы не можем назвать “менеджмент” просто управлением,

наукой или только искусством управления. Попытаемся выделить конкретные,

устойчивые, существенные и необходимые признаки менеджмента, т.е. определим

истинный объем и содержание данного понятия.

Основная часть.

Понятие “менеджмент”.

Понятие – это форма абстрактного мышления, в которой отражаются

признаки одно-элементарного класса однородных предметов.

a. Формирование понятия.

Основными логическими приемами формирования понятий являются: анализ,

синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Применим их для формирования

понятия “менеджмент”.

Не вызывает сомнения, что менеджмент – это отрасль управленческой

деятельности. Но менеджмент – не единственное понятие, которое можно

отнести к управлению. Чтобы составить понятие о нем, произведем анализ,

разберем его составные части. Итак,

Менеджмент – это

. Стадия управленческого процесса;

. Совокупность принципов, форм, методов, приемов и

средств научного управления;

. Имеет практическую цель – достижение высокой

эффективности деятельности, лучшего использования

ресурсного потенциала;

. В данной социальной группе (организации, фирме,

компании).

Задача дать правильное определение понятию “менеджмент” затруднена тем,

что оно включает в себя два одновременно идущих процесса:

. Научное исследование, теория управления;

. Практическое применение полученных знаний.

Чтобы выделить существенные и несущественные признаки предмета,

используем прием сравнения.

Таблица 1.

| |Менеджмент |Маркетинг |

| |Понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях.|

|Существенные |Стадия управленческого |Стадия управленческого |

|сходства |процесса; |процесса; |

| |С использованием достижений|С использованием достижений |

| |науки управления. |науки управления. |

|Существенные |Понятие имеет больший |Понятие имеет меньший объем,|

|различия |объем, меньшее содержание; |большее содержание; |

| |Управление всей |Управление |

| |деятельностью данной |производственно-сбытовой |

| |социальной группы; |деятельностью предприятия; |

| | |Цель – стимулирование сбыта |

| |Цель – достижение высокой |товаров и услуг на рынке, |

| |эффективности деятельности.|ускорение обмена. |

|Несущественные |Маркетинг – интегративная функция менеджмента, |

|сходства |преобразующая потребности покупателя в доходы |

| |предприятия. |

|Несущественные |принципы применяются во |принципы применяются чаще на|

|различия |всей экономической системе;|уровне микроэкономики; |

| | |функции: исследование, |

| |функции: планирование, |планирование, оформление и |

| |организация, руководство, |продвижение продукта, |

| |контроль; |разработка нового продукта; |

| | | |

|Несущественные |Задачи, функции, время, объем использования, объект |

|различия |управления, средства и способы управления – могут |

| |варьироваться в зависимости от специфики деятельности |

| |организации, уровня управления. |

Таблица 2.

| |Менеджмент |Управление |

| |Понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях.|

|Существенные |Руководство чьей-либо |Руководство чьей-либо |

|сходства |деятельностью; |деятельностью; |

| |Цель – достижение высокой |Цель – достижение высокой |

| |эффективности. |эффективности. |

|Существенные |Понятие имеет меньший |Понятие имеет больший объем,|

|различия |объем, большее содержание; |меньшее содержание; |

| |Является стадией | |

| |управленческого процесса; | |

| |С использованием достижений| |

| |науки управления; |Использование науки |

| |Термин применяется на |управления не обязательно; |

| |различных уровнях |Термин применяется в любых |

| |социальной деятельности. |сферах деятельности. |

|Несущественные |Проводится одним лицом или группой лиц; |

|сходства |Направлен на подчинение и использование человеческих, |

| |материальных и финансовых ресурсов. |

|Несущественные |Место; |

|различия |Время; |

| |Орудия производства и контроля. |

Теперь выделим существенные признаки предмета и отделим несущественные,

второстепенные, т.е. произведем абстрагирование, а также объединим

существенные признаки, полученные нами в процессе анализа (синтез).

Таблица 3.

|Существенные признаки |Несущественные признаки |

|Управление чьей-либо деятельностью; |Функции менеджмента – планирование, |

|С использованием науки управления; |организация, руководство, контроль; |

|Цель – достижение высокой |Понятие используется во всей |

|эффективности деятельности, лучшее |экономической системе на различных |

|использование ресурсного потенциала; |социальных уровнях; |

|В данной социальной группе |Проводится одним лицом или группой |

|(организации, фирме, компании). |лиц; |

| |Направлен на подчинение или |

| |использование человеческих, |

| |материальных и финансовых ресурсов. |

Теперь объединим отдельные признаки менеджмента, т.е. произведем

обобщение:

. Управление чьей-либо деятельностью;

. С использованием науки управления;

. Цель – достижение высокой эффективности деятельности, лучшее

использование ресурсного потенциала;

. В данной социальной группе (организации, фирме, компании).

b. Определение менеджмента и проверка его правильности.

Определение – это логическая операция, которая раскрывает содержание

понятия. В явном определении понятия, содержание которых надо раскрыть,

называется определяемым понятием (definiendum – Dfd), а то понятие, с

помощью которого оно определяется, называется определяющим понятием

(definience – Dfn).

На основании логических приемов формирования понятия “менеджмент”

произведем его определение (или дефиницию).

Менеджмент – это процесс научного управления чьей-либо деятельностью с

целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного

потенциала данного социального объединения.

Содержание понятия менеджмент выведено с помощью логической операции

определения через род и видовое отличие A=BC, где А- определяемое понятие

(менеджмент), В- род (научное управление), С- видовое отличие (с целью

достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного

потенциала данного социального объединения).

Проверим выведенное определение по правилам составления определения, а

также выясним отношение объема и содержания.

1. Правило соразмерности объемов: объем определяющего понятия должен быть

равен объему определяемого понятия. При нарушении этого правила могут

возникать следующие логические ошибки в определении:

. Широкое определение – объем Dfn больше Dfd. Например, опустив в Dfn слово

“научное” [управление], мы получим определение, в результате которого

управленческую деятельность вождя первобытного племени, следящего за

сбором плодов, можно назвать менеджментом. Или, убрав “социальное

объединение”, мы получим определение, согласно которому управление

автоматизированными системами является менеджментом.

. Узкое определение – объем Dfn меньше объема Dfd. Например, определив

менеджмент как процесс научного управления с целью … получения прибыли,

мы увеличим содержание, но уменьшим объем, так как теперь управленческая

деятельность в некоммерческих организациях не будет являться

менеджментом. Другой пример: менеджмент – это процесс … управления

производством и производственным персоналом. Значит, управление

социальными ресурсами, если оно не касается конкретно производства

товаров и услуг, не является менеджментом.

. Определение в одном отношении широкое, в другом узкое – т.е. объем Dfd

больше и меньше объема Dfn (в разных отношениях). Например: менеджмент –

это совокупность мер … по управлению предприятием. С одной стороны, мы

имеем ввиду любые формы управления, в том числе без использования

научного подхода (увеличение объема), но – на базе одного предприятия

(уменьшение объема).

Вывод: в данном нами определении нельзя убрать или добавить существующие

признаки из-за соразмерности определяемого и определяющего понятий. Закон

обратного отношения между объемом и содержанием понятия выполнен.

2. Правило запрета круга.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.