реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Производство и издержки обращения

 

Различают два уровня производства – «индивидуальный» и «общественный».

Индивидуальное производство – это деятельность в масштабах основной производственной единицы (предприятия, фирмы).

Общественное производство означает всю систему производственных связей между предприятиями, обрастающую дополнительным элементом – так называемой «производственной инфраструктурой», т.е. отраслями и предприятиями, сами продукты не производящими, но обеспечивающими ее технологическое движение (транспорт, связь, складские помещения и т.д.)

         Производственно-технологические, экономические связи между предприятиями, выпускающими однородную продукцию, применяющими однотипную продукцию, применяющими однотипную технологию, называют горизонтальной интеграцией, тогда как вертикальная интеграция означает производственное и организационное объединение, взаимодействие разнородных специализированных предприятий, связанных между собой общим участием в производстве и продаже единого продукта, товара.

 

Остановимся на данных явлениях поподробнее.

В ходе производства предприятия испытывают воздействие двух противоположных тенденций: укрупнения («концентрации») и разукрупнений («деконцентрации»).

         Концентрация производства – это сосредоточение  средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях. Она удешевляет производство и придает выпуску продукции массовый масштаб.

         В то же время мелкие предприятия обладают рядом объективных преимуществ. Они оперативнее реагируют на изменения в технологии  производства, мобильнее откликаются на рыночный спрос, могут экономить на управленческих расходах и т.д.

         Свою жизнеспособность мелкие предприятия доказывают во всех странах. Конечно, если судить по числу мелких предприятий, то картина будет в пользу мелких фирм, но если по удельному весу продукции – то в пользу крупных. В разные периоды  и для разных отраслей мера оптимальной концентрации неодинакова и подвижна. В экономической науке возникли две концепции – «теория большого бизнеса» и «теория мелкого бизнеса», дискуссия между которыми идет с переменным успехом.

         Концентрация производства порождает новую тенденцию – стремление предприятия к самообеспечению (посредством сосредоточения в его рамках всего цикла операций по изготовлению данного товара). Это тенденция в экономической теории известна под названием «вертикальной интеграции».

         Сегодня в развитых рыночных странах преобладает противоположная тенденция – вертикальная дезинтеграция, когда подразделения крупного предприятия становятся  самостоятельными предприятиями. Внутрифирменные поставки в этом случае сменяются рыночными сделками. Доказано, что отношения купли-продажи между независимыми фирмами более эффективны, чем внутрифирменные поставки.

         Свертывание вертикальной интеграции означает возрастание роли рыночных факторов. Почему? Да потому, что при том же объеме производства возрастает абсолютное число «продавцов» и «покупателей», следовательно, растет и объем «экономики».

         Вертикальная дезинтеграция существенно меняет состав потребителей, а с ним – и характер движения продукции: теперь к «конечным» покупателям присоединяется армия «промежуточных», внося рыночную эффективность в те сферы. Где ее не могло быть при вертикальной интеграции.

         Отказ от вертикальной интеграции породил новое явление, получившее название «диверсификация» (разнообразие). Так стало обозначаться расширение номенклатуры производимой предприятием продукции. В условиях насыщения рынка предложением и обострения конкуренции диверсификация придает фирме дополнительную коммерческую устойчивость. Диверсификацию можно рассматривать как своеобразную компенсацию за вертикальную дезинтеграцию.

         Производству присущи кризисы. Их причины, природа и последствия – очень сложный и обширный вопрос.

         Кризис производства – это временное падение объема производства в результате перепроизводства продукции, не соответствующей натуральным потребностям или платежеспособным возможностям общества.

         Производство всегда имеет вид «воспроизводства», под которым понимают непрерывно-возобновляемый процесс производства. Благодаря этому в той или иной мере воспроизводятся все отмеченные характеристики (тенденции) производства.

 Производство и издержки обращения  Производство и издержки обращения          Воспроизводство придает производству циклический характер, заставляя его двигаться в кругообороте «воспроизводственных» фаз (производство         распределение    обмен         потребление).

         Потребление – это процесс непосредственного создания материальных и духовных ценностей. Его цель – удовлетворение потребностей индивида и общества. Поэтому если «само производство» - исходная, то потребление – конечная фаза воспроизводства.

 

Глава 1. § 4. Производственный процесс на предприятии.

 

Рассмотрим теперь производство в более узком смысле, как деятельность, осуществляемая на предприятии, охватывающая технические и организационные фазы процесса от разработки продукции до его поставки потребителю.

         Производство включает в себя разработку, научно-технологическую подготовку, закупку средств производства, всю производственную логистику, включая материально-техническое обеспечение и сам производственный процесс.

         В начале производства стоит замысел изделия. С применением различных методов при сотрудничестве коммерческих и технических подразделений предприятия замысел изделия продумывается в деталях, что позволяет конкретно планировать производственный процесс.

         Уровень научно-технологической подготовки производства определяет эффективность изготовления продукции основным производством, обуславливает возможность ритмичности ее выпуска с заданными потребительскими свойствами.

         Уровень научно-технологической подготовки производства зависит от многих факторов, которые подразделяются на технические, экономические, организационные и социальные.

         Технические факторы – это разработка и внедрение типовых и стандартных технологических процессов, использование стандартизированных и унифицированных средств технологического оснащения; применение системы автоматизированного проектирования технологической оснастки; применение автоматизированной системы управления производством, станков с ЧПУ; использование прогрессивных режимов механической и термической обработки деталей, использование прогрессивных режимов механической и термической обработки (порошковая металлургия, электрофизические, электрохимические и т.п.); внедрение прогрессивных заготовок (точное литье, штамповка в закрытых штампах, фасонные профили проката  и др.) с целью снижения трудоемкости на механическую обработку и материалоемкости продукции, улучшение метрологического обеспечения; применение средств активного и объективного технического контроля качества; автоматизация контроля за выполнением сетевых графиков проектирования и производства средств технологического оснащения.

         Экономические факторы – поэтапное опережающее финансирование работ технологической подготовки производства; предоставление льготных кредитов; создание фонда стимулирования освоения и внедрения новой техники.

         Организационные факторы – развитие и углубление специализации производства, совершенствование взаимоотношений между вспомогательным и основным производством; расширение внутризаводского, межзаводского кооперирования.

         Социальные факторы – повышение квалификации работающих, механизация и автоматизация производственных и вспомогательных операций с целью улучшения условий труда, развития социальной сферы, улучшение микроклимата в коллективе.

         Научно-технологическая подготовка – это комплекс нормативно-технических мероприятий, регламентирующих конструкторскую, технологическую подготовку производства и систему постановки продукции на производство.

         Комплекс нормативно-технологических мероприятий включает в себя следующие стадии.

         Стадия опытно-конструкторских работ – разработка и совершенствование технологических процессов, чертежей на основном изделии, технологическую оснастку, нестандартное оборудование, средства для технического контроля качества и испытаний продукции. Конструкторская документация на основную продукцию может быть получена производством от разработчика или разработана предприятием-изготовителем.

         На этой стадии проводятся экспериментальные работы – изготовление макетов, моделей, проверка работы отдельных составных частей технологической оснастки и нестандартного оборудования.

         Стадия опытно-конструкторских работ играет значительную роль в формировании технического уровня будущей продукции. Здесь закладываются основные технические параметры и конструкторские решения новой техники, недостатки которых трудно, а подчас невозможно компенсировать на последующих стадиях. Технологическая документация (технологические процессы, технологические условия, производственные инструкции и чертежи и др.) разрабатываются технологическими службами предприятия-изготовителя продукции.

         На стадии производства технологического оснащения и нестандартного оборудования материализируются научные разработки, полученные на стадии разработки, полученные на стадии опытно-конструкторских работ. От качества и надежности изготовления названных средств оснащения зависит качество изготовления конечной продукции.

         В сложном и многообразном процессе «наука – техника – производство» одна из важнейших стадий – постановка и освоение промышленным производством техники.

         Перед постановкой продукции на производство необходимо решить следующие вопросы:

-         провести прогноз потребностей на новую продукцию;

-         определить тенденции в изменении технико-экономического уровня данной продукции, происходящие под воздействием требований потребителей и НТП;

-         осуществить разработку нескольких вариантов решения научно-технической задачи;

-         провести сравнительную оценку рассматриваемых вариантов по основным параметрам, характеризующим технико-экономический уровень продукции: надежности, технологичности, энергоемкости, стандартизации и унификации; осуществить выбор наиболее эффективного варианта.

 

Госстандартом совместно с другими ведомствами разработана научно-обоснованная система постановки продукции на производство (СРПП).

         СРПП – это система правил, определяющих порядок проектирования, производства, эффективного применения потребителем продукции. Система устанавливает порядок  проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технических работ, патентных исследований, прогнозирование технического уровня и тенденций развития техники, способов консервирования, укупорки, упаковки, транспортирования изделий, а также порядок постановки на производство продукции, изготовляемой по лицензиям зарубежных фирм. Регламентирует порядок снятия с производства продукции, не соответствующей современному уровню. И, что особенно важно, системой устанавливаются функции разработчика, заказчика (потребителя) изготовителя продукции.

         Разработчик на основе исходных требований заказчика (потребителя), изложенных в техническом задании (ТЗ) на проектирование продукции, маркетинга, условий применения, тенденций развития и имеющегося научно-технического задела проводит необходимые НИР, ОКР и опытно-технологические работы, включая патентные исследования, функционально-стоимостной анализ, моделирование, художественное конструирование и другие прогрессивные методы создания продукции, при этом разработчик руководствуется нормативно-техническими и другими документами, в которых установлены значения показателей, определяющих технический уровень продукции, требования сопротивляемости внешним воздействиям, взаимозаменяемости и совместимости составных частей и продукции в целом, безопасности, охраны здоровья и природы.

         Заказчик (потребитель) обосновывает требования, предъявляемые к продукции, обеспечивает надлежащее применение, принимает участие в оценке технического уровня и качества продукции, являющейся предметом экспорта, правами основного потребителя пользуются внешнеторговые организации.

         Техническое задание (ТЗ) разрабатывается на основе результатов выполненных НИР, ОКР, краткосрочного и долгосрочного прогнозирования, данных анализа отечественных и зарубежных комплексных и опережающих стандартов, достижений науки и техники. В ТЗ включаются прогнозируемые показатели технического уровня продукции с отражением уровня стандартизации и унификации. Оно содержит технико-экономические требования продукции, определяющие ее потребительские свойства и эффективность применения, перечень документов, требующих совместного рассмотрения, порядок сдачи и приемки результатов разработки. ТЗ может содержать  требования к технологической подготовке производства, проведению экспертизы.

         Основной целью экспертизы являются определение соответствия разрабатываемой продукции ТЗ заданному техническому уровню, степени унификации и стандартизации. В процессе экспертизы проверяются комплексность решения общей технической задачи, её увязка с перспективой дальнейшего развития, создания и производства однотипных изделий, решения вопросов унификации и стандартизации, возможность сокращения номенклатуры и типоразмеров составных частей, уменьшение количества применяемых марок и сортаментов материалов, соответствия продукции требованиям безопасности и санитарно гигиеническим нормам. Стадии разработки, на которых проводят экспертизу, виды продукции, документацию, которую подвергают экспертизе, перечни показателей и др. устанавливают головные организации по изготовлению конечного продукта.

         Изготовитель продукции проводит технологическую подготовку, обеспечивающую стабильное качество изделий, выпуск их в количестве, удовлетворяющем потребности народного хозяйства и населения.

         Продукция серийного и массового производства подвергается приёмосдаточным и периодическим испытаниям. Приёмосдаточным и периодическим испытаниям. Приёмосдаточные исследования проводит служба технического контроля качества предприятия-изготовителя, периодические испытания – предприятие-изготовитель или специализированная организация с участием представителей организаций разработчика и основного потребителя.

         Цель приёмосдаточных испытаний – проверка соответствия параметров, которыми фактически обладает готовое изделие, заданным параметром в нормативно-технической документации, а периодических – подтверждение стабильности параметров.

         Полнота и совершенство технологической подготовки производства подтверждается проведением квалификационных испытаний образцов первой промышленной партии. При положительных  результатах квалификационных испытаниях освоение (постановка) продукции, но производство считается завершённой, и продукция может поставляться потребителю.

         Само выполнение работ по планированию остается линейной функцией, причем административная иерархия нередко воспринимает проектный менеджмент в качестве мешающего фактора.

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.