реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Основы рыночной экономики

Основы рыночной экономики

КОЛЛЕЖД "БАКАЛЯР"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО

ОСНОВАМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

Студента 1 курса

отделения лингвистики и права колледжа "БАКАЛЯР"

РЫЖОВА Сергея Евгеньевича

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумы   1999 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН:

1. Монополия и сущность, формы и виды. Антимонопольная политика.

2. Предпринимательство: понятие, сущность и формы.

3. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Монополия и сущность, формы и виды. Антимонопольная политика.

 

Монополия - исключительное право производ­ства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; рынок, на котором действует один продавец некоего товара или услуги. Различают закрытую, естественную и открытую монополию.

Такая классификация монополии на три категории условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присут­ствуют барьеры для конкуренции). Также может быть проведена классификация, основанная на учете временных интервалов. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочный период. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты могут изобрести новые продукты.

Монополия является полным антиподом совершенной кон­куренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Монопольная деятельность - действия (бездеятельность) субъектов ведения хозяйства при условии монопольного положения на рынке одного субъекта ведения хозяйства (группы субъектов ведения хозяйства) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов административно-хозяйственного управления и контроля, которые направлены на недопущение, существенное ограничение устранение конкуренции.

В условиях монополии, производитель способен пол­ностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответ­ствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить макси­мальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вари­антов предопределен величиной прибыли, получаемой от про­дажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть на­рушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность про­давца (покупателя) влиять на цену товара.

Итак, какие же черты отличают монополию от совершен­ной конкуренции?

1.         Единственный продавец (монополист). — Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынуж­ден платить установленную монополистом цену (или отка­заться от покупки данного товара).

2.         Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.

3.         Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

Особое место занимает феномен «естественной монопо­лии».

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой дол­госрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение вы­пуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны мо­нополии, базирующиеся на владении уникальными природ­ными ресурсами.

К естественным монополистам относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естествен­ные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с мас­штабом производства, — эффектом экономии ресурсов в ре­зультате укрупнения производства. Известно, что крупное про­изводство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности круп­ного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. По этому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной за­щиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой про­дукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Дру­гими вариантами возникновения закрытой монополии являются патентная защита, институт авторских прав. Искусственные барьеры для предотвращения проникнове­ния на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме «лицензий», «авторско­го права», «товарных знаков» или «патентной защиты».

Лицензия — это право фирмы на исключительное осущест­вление определенного вида деятельности на данном рынке.

Авторское право контролирует продажу и распростране­ние оригинального произведения в интересах его автора (кни­ги, музыкального произведения, программы для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в тече­ние 50 лет после его смерти в интересах его наследников).

Товарные знаки — это специальные символы, позволяю­щие узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, пу­тающие потребителя.

Патент — свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (техноло­гией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производ­ство данного товара другими фирмами в течение срока дейст­вия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, но это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой-монополистом.

Монопольная цена - цена, которая устанавливается субъектом ведения хозяйства, который занимает монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции или нарушению прав потребителей.

Монополия чистая (абсолютная) — ситуация, когда на конк­ретном товарном рынке выступает всего один продавец.

Монополия в чистом виде — явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее эко­номическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (на­пример, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скры­тую конкуренцию, предлагая качественные заменители теле­фонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных произво­дителей товаров.

Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рын­ке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией. Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупате­ля.

Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции, монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые пред­почтения» (политические, эстетические, физиологические). В ус­ловиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Сникерс» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репута­цией).

На рынке монополистической конкуренции продукция мо­жет быть дифференцирована также и по условиям послепро­дажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Та­ким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференци­ации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

Относительно неограниченное проникновение новых кон­курентов на рынок является важной характеристикой монопо­листической конкуренции. Производители, работающие на та­ком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.

Модель рынка монополистической конкуренции описыва­ет множество реально существующих рынков. Его характерис­тики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу бан­ковских услуг, в производящих отраслях — это производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вы­числительной техники, компьютеров).

Олигополия является преобладающей формой современ­ной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют не­сколько фирм, отдельные из которых контролируют значитель­ную долю рынка.

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производи­мая фирмами, может быть как однородна, так и дифференци­рована. Однородность преобладает на рынках сырья и полу­фабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках потребительских товаров (автомобили).

Существование олигополии связано с ограничениями вхо­да на данный рынок. Одно из них — необходимость значитель­ных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.