реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Конкуренция и монополия. Механизм функционирования рынка в условиях совершенной конкуренции

Конкуренция и монополия. Механизм функционирования рынка в условиях совершенной конкуренции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Московский Государственный Открытый Университет

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономической теория»

на тему: «Конкуренция и монополия. Механизм функционирования рынка в условиях совершенной конкуренции»   

 

 

 

 

Студентки 2 курса

Вечернего отделения

Кавериной А.И.

Шифр: 1505158

Выполнил: Каверина А.И.

Проверил: Ватутина Л.А

 

 

 

 

Москва-2007

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………..

3

1.  Конкуренция и монополия ………………………

5

      1.1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма………...

5

      1.2. Рынок чистой (совершенной) конкуренции………………………………….

7

      1. 3. Рынок несовершенной конкуренции и монополии………………………………………

14

2. Совершенная и несовершенная конкуренция. Альтернативные точки зрения. .……………………..

18

       2.1. Теория  монополистической конкуренции Э. Чемберлена

.………...

18

       2.2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон    ……………………………...

28

Заключение ……………………………………………………………….….

31

Список использованных источников………………………………………

33

 

 

 

 

 

Введение

Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.

Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:

• чистую конкуренцию;

• чистую монополию;

• монополистическую конкуренцию,

• олигополию;

Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция и монополия».

Рассмотрим такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.

Все продавцы на рынке будут совершенными, если

1. каждый их них мал относительно рынка в целом

2. продукция является однородной

3.      покупатели хорошо информированы о ценах продавцов

4.      продавцы действуют независимо друг от друга

5.      фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.

Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Мы так же подробно рассмотрим и проанализируем отдельный вид несовершенной конкуренции монополию и рассмотрим ее виды

Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения других.

Так как монополия оказывает негативное влияние на экономику рассмотрим такое понятие как антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование включает в себя:

• административный контроль над монополизированными рынками,

• организационный механизм,

• антимонопольное законодательство.

Три     основных    дефекта    дают    экономическое     оправдание

государственного    регулирования:    монопольная    власть,    внешние факторы и несовершенная информация.

На мой взгляд, полезно время от времени проводить различие, сравнение и взаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и  олигополией.


1. Конкуренция и монополия.

1.1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма.

Роль конкуренции в хозяйственной жизни общества глубока и многогранна. Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция выступает в качестве механизма регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности  хозяйствования..

Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов. С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция - это процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.

Сказанное не означает, что все сводится только к этому. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рыночных сегментов даже отраслей, является формой борьбы за лучшие условия хозяйствования. Именно этот аспект конкуренции позволяет раскрыть ее значение и роль в развитии экономики. Экономическая природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой стороны, что особенно важно, - на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских структур.

Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию какого - либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы - новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование их неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.

Наконец конкуренция - это условие рыночной активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь «вечным двигателем» развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг; применение новых методов предпринимательства становится  повседневной  заботой  конкурентов.

 

 

 

 


1.2. Рынок чистой конкуренции

 

Рыночная несовершенная конкуренция является одной из важнейших категорий совре­менной экономической теории. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит и находила раньше, в течение по меньшей мере трех последних веков, самое широкое практическое приложение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать  рынок, обеспечивая за ним определенную конкурентную среду.

Прежде всего, отметим, что рынков с совершенной конкуренцией, по крайней мере, в чистом виде не существует. Тем не менее, классификационный анализ включает  данную рыночную структуру главным образом потому, что она позволяет глубже вникнуть в характер других рыночных структур. Итак, на настоящий момент экономическая теория рассматривает следующие формы конкуренции и соответствующие им рыночные структуры, причем каждая из них оценивается на основе определенных признаков.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции.

Основными особенностями, определяющими этот рынок, являются следующие:

·        множество фирм, относящихся к категории небольших и производящих однородные (гомогенные) товары;

·        полное отсутствие барьеров при вступлении в рынок;

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.