реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Инфляция в России

Инфляция в России


Содержание:

 

 

I. Введение______________________________________________ 3

II. Сущность, причины и последствия инфляции_______________5

1. Основная причина инфляционного роста цен________________5

2. Альтернативные концепции инфляции______________________7

3. Уровни и типы инфляции_________________________________10

4. Социально-экономические последствия инфляции____________14

III. Инфляционные процессы в экономике России______________18

1. Инфляция в России и методы её регулирование______________18

IV. Заключение___________________________________________28

V. Список используемой литературы_________________________29
I.
Введение

 

«Природа денег испокон веков была окружена таинственностью и мистикой. Их удивительная экономическая роль, злая власть над людьми, тысячи раз описанная в художественных произведениях, заставляли думать, что деньги наделены ка­кой-то скрытой от людских глаз сверхъестественной силой. Деньги вечны так же, как и их основные функции — мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ, средство платежа и мировых денег. В современном ры­ночном хозяйстве жизнь отдельных людей и человечества в целом в еще большей степени зависит от денег, чем в древности, средневековье или в период капитализма и свободной конкуренции.

Так же как и сами деньги, процесс их обесценения — инфляция — известен человечеству с незапамятных времен, в частности, еще со времен Александра Великого. В период великих завоеваний хлынувшие в Грецию сокровища персидских царей привели к временному обесцениванию золотых и серебряных монет. Однако это были только цветочки, ягодки появились с изобретением бумаги и технологии изготовления бумажных денег, заменивших монеты из металла и впервые поя­вившихся в XI веке в Китае. В последние десятилетия кардинальным образом изменились виды денег и механизмы денежного обращения. Революционными можно назвать появление пластиковых и электронных денег. С появлением системы ИНТЕРНЕТ деньги превратились в виртуальную реальность»[1].

Что такое инфляция. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие возможно возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 г.г. и обозначал процесс увеличения обраще­ния бумажных денег.

Этот термин также употреблялся в Англии и Франции. Однако широкое распростране­ние в экономической литературе термин инфляция получил лишь после 1-ой мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-х г.г.

Наиболее общим, традиционным является определение инфляции: Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборо­та, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.

Однако такое определение нельзя считать полным. Инфляция, несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экомическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира.

Итак, проявлением инфляции является повышение цен, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т. е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предписанием. Однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на коком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повыше­нии общего уровня цен в стране. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колеба­ний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственно­го регулирования экономики, введения новых ставок налога, девальвации и ревальвации де­нежной единицы, изменения коньюктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий.

Таким образом, главная цель моего реферата – это раскрытие причин и сущности возникновения инфляции, а главная задача – выявления мер по предотвращению инфляционных процессов.

Для рассмотрения сущности инфляции и методов борьбы с нею, в том числе с учётом особенностей её протекания в России нам предстоит остановиться на изучении действительных инфляционных причинах роста цен.


II. Сущность, причины и последствия инфляции.

 

1. Основная причина инфляционного роста цен.

 

Как уже отмечалось, независимо от состояния денежной сферы, цены на товары и ус­луги могут изменяться вследствие различных причин.

Понятно, что инфляция взаимосвязана с изменением уровня цен. Нам же надо выяс­нить, сущность данного и взаимосвязанных с ним явлений. Почему во время крупных войн столь стремительно растут цены? Почему во время быстро прогрессирующей инфляции цены делают миллионный скачок; страна с нарушенной организацией печатает огромными кипами новые бумажные деньги. Почему еще до того, как увеличение расходов на потребительские расходы, чистые частные инвестиции и государственные расходы на товары и услуги, что со­ставляет чистый национальный продукт, восстановит полную или высокую занятость в эконо­мической системе, цены неуклонно повышаются? Почему даже в периоды перенасыщенных производственных мощностей и пассивного рынка рабочей силы в современной смешанной экономике цены и заработная плата могут возрастать?

Выделим действительно инфляционные причины изменения цен.

Так, рост цен, связанный с сезонными колебаниями коньюктуры рынка нельзя считать инфляционными. Повышение производительности труда при прочих равных условиях должно вести к повышению цен. Другое дело - если повышение производительности труда в ряде от­раслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явле­ние, называемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен.

Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционно роста цен. Так если в результате землетрясения разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на стройматериалы, что будет стимулировать производителя стройматериалов расширять предложение своей про­дукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться.

Перечислим теперь, важнейшие причины инфляционного роста цен:

1. Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов.

Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег в обращении и следовательно к росту цен.

2. Аналогичная картины возникает при финансировании инвестиций, осуществляемых подобным образом.

Особенно инфляционно опасными являются инвестиции в военной области. Непроиз­водительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере на­ционального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту массы без соответствующего товарного покрытия.

Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги.

3. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией и изменением структуры рынка в XX веке. Структура современного рынка все менее и менее на­поминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополия имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "гонки цен", а также стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).

Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополисты и олигополисты пре­пятствуют росту эластичности предложений товаров и связи с ростом цен. Ограничение прито­ка новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.

4. Рост "открытости" экономики страны, втягивание ее в мировые хозяйственные свя­зи, вызывает опасность "импортируемой" инфляции.

Так, к примеру, скачок цен на энергоносители в 1973 г. Вызвал рост цен на импорти­руемую нефть и далее, по технологической цепочке - на другие товары.

В условиях неизменного курса валюты, страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на импортируемые товары.

Вмести с тем, возможности бороться с этим типом инфляции достаточно ограничены.

5. Одной из причин инфляции, имеющей особое значение в нашей стране - это так на­зываемые "инфляционные ожидания".

Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдержи­вающийся характер инфляции.

Так население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработный платы. Население запасается товарами в прок, опасаясь, что це­ны на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, много­кратно завышают цену на свою продукцию.

Многое экономисты Запада и нашей страны особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление - важнейшая задача антиинфляционной политики.


2. Альтернативные концепции инфляции.

 

Помимо основных, существуют также альтернативные концепции инфляции. К ним относят инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше ин­фляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т. е. имела периодический характер, то сейчас - хронический. Она находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факто­ров. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарным предложени­ем, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Неде­нежные факторы ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию.

В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. В рамках этих концепций рассматривают различные причины инфляции, вызванные различными денежными факторами.

1) Инфляция спроса.

Это явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторону спро­са. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практи­чески полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способно­сти населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов.

В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере про­изводства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.

Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:

- Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданских отраслях, в результате чего денеж­ный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для об­ращения;

-Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи эмис­сии неразменных банкнот центрального банка. С мая 1993 г. РФ перешла от второго способа к первому, и началось покрытие дефицита госбюджета РФ за счет размещения на рынке государ­ственных краткосрочных обязательств (ГКД);

-Кредитная экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июля 1994г. объем кредитов, предоставленных Банком России Правительству, составил 27665 млрд. руб. или 38. 9% его сводного баланса;

-Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом;

-Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает до­полнительные денежный эквивалент.

2) Инфляция издержек.

Это явление выражается в росте цен вследствие роста издержек производства. Причи­нами ее могут стать:

- олигополистическая практика ценообразования,

- экономическая политика государства,

- рост цен на сырье и т. д.

Инфляции издержек характеризуется воздействие следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:

-Лидерство в ценах. Оно наблюдалось с середины 60-х годов до 1973 года, когда круп­ные компании отраслей при формировании и изменении цен ориентировались на цены, уста­новленные крупными производителями в отрасли или в рамках локально-территориального рынка.

- Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Например, если в экономике США среднегодовой темп производительности труда в 1961-1973 г. г. составлял 2, 3%, то в 1974-1980 г. г- 0, 2%, а в промышленности соответственно 3, 5 и 0, 1%. Аналогичные процессы были и для других промышленно развитых стран. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.