реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Функции государства в экономике

Функции государства в экономике

  

 

 

                           _ 3ПЛАН. . 0                          стр.

 

     Введение..............................................3

     1. История эволюции представлений о роли

     государства в экономике...............................5

                 Меркантелисты.............................5

                 Классическая теория.......................5

                 Кейнсианская теория.......................6

                 Неоклассическая теория....................8

     2. Функции государства в экономике....................9

                 антитрестовское регулирование.............11

     3. Методы государственного воздействия на рынок.......14

                 государственные расходы...................14

                 налогообложение...........................15

                 государственное регулирование.............16

                 государственное предпринимательство.......17

     4. Проблемы и ограничения государственного

        вмешательства......................................20

                 дерегулирование и приватизация............22

                 государственное регулирование в сельском

                 хозяйстве.................................24

     Заключение............................................27

     Список использованной литературы......................29

  


 

                            - 3 -

    

 

                        _ 3Введение.

 

     Проблема государственного вмешательства в экономику явля-

ется,  по моему мнению,  является основной  для  любого  госу-

дарства,  независимо от того, рыночная ли это экономика или же

распределительная.  В распределительной экономике  все  проще:

государство  берет  на  себя все права и обязанности по произ-

водству и распределению товаров и услуг. То есть о регулирова-

нии говорить не приходится:  государству просто некого регули-

ровать. В таком случае речь идет о замещением всего многообра-

зия  форм собственности и способов ответа на вопрос "Что,как и

для кого производить?" одной единственной формой собственности

- государственной,  а ответ на основной экономический вопрос -

строгой централизацией и распределением.  Однако такая система

на деле показала свою неэффективность.  Остается рыночный путь

развития.  Но  в  рыночном  хозяйстве  государству  приходится

постоянно  корректировать глубину влияния.  Перед государством

не стоят такие задачи,  как  непосредственное  производство  и

распределение  ресурсов,  товаров  и услуг.  Но оно не имеет и

права свободно распоряжаться ресурсами,  капиталом и  произве-

денными товарами,  как это делается в распределительной эконо-

мике. По моему мнению, государство должно постоянно балансиро-

вать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыноч-

ная система - это прежде всего гибкость и динамизм в  принятии

решений как со стороны как потребителей, так и со стороны про-


 

                            - 4 -

изводителей.  Государственная политика просто не  имеет  права

отставать  от изменений в рыночной системе,  иначе оно превра-

тится из эффективного стабилизатора и регулятора в  бюрократи-

ческую надстройку, тормозящую развитие экономики.

 

 

 

 

 

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

     

    

    


 

                            - 5 -

    

      _ 31. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О  РОЛИ  ГОСУДАРСТВА  В

                          _ 3ЭКОНОМИКЕ.

    

     _ 3а) Меркантелисты.

 

    История государственного регулирования  восходит  к  концу

средневековья.  В  то время основной экономической школой была

школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство

государства в экономику. Меркантелисты утверждали, что главный

показатель богатства страны-количество золота.  В связи с этим

они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

 

      _ 3б) Классическая теория.

 

     Следующей ступенью  развития  представлений  о роли госу-

дарства стала работа А.Смита "Исследование о природе и  причи-

нах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная

игра рыночных сил"(принцип"laissez faire") создает гармоничное

устройство"  (Варга В.  Роль государства в рыночном хозяйстве.

МЭиМО N11, 1992г.,стр.131).

     В соответствии с классическим подходом государство должно

обеспечивать безопасность жизни человека и его  собственность,

разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо

не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэф-

фективно.  В  своем  описании  системы рыночной экономики Адам

Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к дости-


 

                            - 6 -

жению  своих частных интересов является главной движущей силой

экономического развития,  увеличивая  в  конечном  итоге  бла-

госостояние как его самого, так и общества в целом.

     Главное заключалось в том,  что для  всех  субъектов  хо-

зяйственной  деятельности  должны  быть гарантированы основные

экономические свободы,  а именно свобода выбора сферы деятель-

ности, свобода конкуренции и свобода торговли.

 

 

      _ 3в) Кейнсианская теория.

 

     В 30-е года нашего века,  после глубочайшего спада эконо-

мики США, Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг

взгляды классиков на роль  государства.  Теорию  Кейнса  можно

назвать  "кризисной"  так  как  он  рассматривает  экономику в

состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно

вмешиваться  в  экономику  по  причине отсутствия у свободного

рынка механизмов,  которые по-настоящему обеспечивали бы выход

экономики  из  кризиса.  Кейнс считал,  что государство должно

воздействовать на рынок в целях  увеличения  спроса,  так  как

причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.

Он предлагал несколько инструментов.  Это гибкая  кредитно-де-

нежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гиб-

кая кредитно-денежная  политика  позволяет  перешагнуть  через

один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной пла-

ты.  Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества

денег  в  обращении.  При  увеличении  денежной массы реальная


 

                            - 7 -

зарплата уменьшится,  что будет  стимулировать  инвестиционный

спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики

Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за

счет  этих  средств  финансировать нерентабельные предприятия.

Это не только уменьшит безработицу,  но  и  снимет  социальную

напряженность.

     Главными чертами кейнсианской модели регулирования  явля-

ются:

     - высокая доля национального  дохода,  перераспределяемая

через госбюджет;

     - создание обширной  зоны  государственного  предпринима-

тельства  на  основе  образования  государственных и смешанных

предприятий;

     - широкое  использование  бюджетно-финансовых  и  кредит-

но-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъ-

юнктуры,  сглаживания циклических колебаний, поддержания высо-

ких темпов роста и высокого уровня занятости.

     Модель государственного    регулирования,    предложенная

Кейнсом,  позволила ослабить циклические колебания  в  течение

более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с на-

чала 70-х гг.  стало проявляться несоответствие между  возмож-

ностями государственного регулирования и объективными экономи-

ческими условиями.  Кейнсианская модель могла быть  устойчивой

только  в  условиях высоких темпов роста.  Высокие темпы роста

национального дохода создавали  возможность  перераспределения

без  ущерба  накоплению  капитала.  Однако в 70-е года условия

воспроизводства резко ухудшились.  Был опровергнут закон  Фил-


 

                            - 8 -

липса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти

одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раск-

ручивали инфляционную спираль.  Под воздействием этого кризиса

произошла кардинальная  перестройка  системы  государственного

регулирования и сложилась новая,  неоконсервативная модель ре-

гулирования.

 

      _ 3г) Неоклассическая теория.

 

     Теоретической основой неоконсервативной модели  послужили

концепции  неоклассического  направления  экономической мысли.

Трансформация модели государственного  регулирования  заключа-

лась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а

вместо этого -  использование  косвенных  мер  воздействия  на

предложение.  Сторонники экономики предложения считают необхо-

димым воссоздать классический механизм накопления и  возродить

свободу   частного   предпринимательства.  Экономический  пост

рассматривается как функция от  накопления  капитала,  которое

осуществляется   из   двух  источников:  за  счет  собственных

средств,  т.е.  капитализации части прибыли и за счет  заемных

средств  (кредитов).  Поэтому  в  соответствии  с этой теорией

государство должно обеспечить условия для процесса  накопления

капитала и повышения производительности производства.

     Главные преграды на этом пути - высокие налоги  и  инфля-

ция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инф-

ляция удорожает кредит и тем  самым  затрудняет  использование

заемных средств для накопления.  Поэтому неоконсерваторы пред-


 

                            - 9 -

ложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе  ре-

комендаций   монетаристов  и  предоставление  налоговых  льгот

предпринимателям.

     Сокращение налоговых  ставок сократит и доходы госбюджета

и увеличит его дефицит,  что осложнит борьбу с инфляцией. Сле-

довательно,  следующим шагом станет сокращение государственных

расходов,  отказ  от  использования  бюджета  для  поддержания

спроса  и  осуществления широкомасштабных социальных программ.

Сюда можно отнести  и  политику  приватизации  государственной

собственности.

     Следующий комплекс мер - реализация политики  дерегулиро-

вания.  Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и зара-

ботной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского зако-

нодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

     Таким образом, в неоконсервативной модели государство мо-

жет лишь косвенно влиять на экономику.  Главная же роль в реа-

лизации экономического развития страны отводится рыночным  си-

лам.

    

 

           _ 32. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.

 

 

     Вмешательство государства  в экономику преследует опреде-

ленные функции.  Как правило,  оно корректирует  те  "несовер-

шенства",  которые присущи рыночному механизму и с которыми он

сам либо справиться не в состоянии , либо это решение неэффек-


 

                            - 10 -

тивно.  Государство  берет на себя ответственность за создание

равных условий для соперничества предпринимателей,  для эффек-

тивной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также

заботится о производстве достаточного количества  общественных

товаров  и  услуг,  так  как  рыночный механизм не в состоянии

должным образом удовлетворять коллективные потребности  людей.

Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем,

что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение

дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоиму-

щих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных на-

учных разработок. Это необходимо потому что для предпринимате-

лей это очень рискованно,  чрезвычайно дорого и,  как правило,

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.