реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Формирование благоприятного организационного климата, как основы управления конкурентоспособностью кредитной организации

Формирование благоприятного организационного климата, как основы управления конкурентоспособностью кредитной организации

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

Институт делового администрирования и бизнеса



ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Директор ИДАБ

_______________А.Л. Денисова

«____» _______________2007г.


КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

Формирование благоприятного организационного климата, как основы управления конкурентоспособностью кредитной организации.


Слушатель программы профессиональной подготовки специалистов Банка России «Куратор коммерческого банка – банковский менеджер»

Гончаренко Н.А.


Научный руководитель

к.п.н., квалифицированный

практик,

Каркуленко Н.Г.


Москва 2007

Аннотация

В настоящей работе рассмотрены и проанализированы фундаментальные понятия и существующие принципы формирования благоприятного организационного климата. Даны определения организационного климата, его составляющих и условий, соблюдение которых дает возможность кредитной организации сохранить свои конкурентные преимущества в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке банковских услуг. Проведен анализ организационного климата, реально сложившегося на настоящий момент в ряде кредитных организаций московского региона, наиболее характерных допущенных данными кредитными организациями ошибок и перспектив их устранения.


Skill-Improvement Programme

«A Commercial-Bank Curator as a Bank Manager»

Qualification paper by student Goncharenko N.A.:

«Forming a Favourable Organizational Climate as the Basis of Managing Competitiveness in Credit Agencies»

ANNOTATION

         This paper examines and analyses the most basic notions and existing principles of forming a favourable organizational climate. The definition of the organizational climate have been given, as well as that of its constituents and conditions, observing which gives credit agencies an opportunity to preserve their competitive advantages in the context of competitive struggle in the banking products market. Organizational climate, existing now in some Moscow credit agencies, have been analysed; most characteristic mistakes made by these credit agencies have been studied and the ways of their elimination suggested.


Оглавление

   Стр.

 

Введение

4

1

Организационный климат, как среда существования любой организации

9

1.1

Классификация, определение и составляющие компоненты организационного климата кредитной организации

9

1.2

Взаимосвязь организационного климата и конкурентоспособности кредитной организации

16

1.3

Факторы, влияющие на организационный климат кредитной организации

20

2

Типология и особенности внутренних факторов формирования благоприятного организационного климата современной кредитной организации

38

2.1

Проектирование организационной структуры кредитной организации

38

2.2

Построение системы управления человеческими ресурсами кредитной организации

42

2.3

Формирование эффективной системы мотивации в кредитной организации

61

2.4

Развитие организационной культуры кредитной организации

65

3

Практика формирования организационного климата на примере кредитных организаций московского региона

75

3.1

Методика анализа внутренних факторов, определяющих конкурентоспособность кредитной организации

76

3.2

Рекомендации по формированию благоприятного организационного климата кредитной организации

94


Заключение

96


Список использованной литературы

98


Приложения

100


Введение.

Исторически концепция конкурентоспособности основана на теории использования в международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик (дешевый труд, богатые природные ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы и т.п.). Сравнительные преимущества даны стране от природы, они статичны, не вечны и не воспроизводимы. В ходе индустриального развития созревают новые конкурентные условия, меняющие вектор конкуренции от преимущественного использования сравнительных национальных преимуществ к использованию динамично меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, связанных с инновациями, развитием человеческого капитала, интеллекта и по самой своей природе безграничных.

Современную мировую экономику принято характеризовать, как постиндустриальную, основанную на знаниях. Для достижения успеха на мировом уровне все большую роль играет интеллектуальный капитал, или нематериальные активы, основанные на знаниях и квалификации членов общества.

В научных исследованиях межстрановой конкурентоспособности Мирового экономического форума (МЭФ) сводный индекс конкурентоспособности каждой страны измеряется на основе макроэкономических показателей, основными из которых являются: открытость страны в международной торговле, качество государственной политики, эффективность финансовой системы, мобильность рынков труда, уровень образования рабочей силы, качество общественных институтов.

Развитие и усиление внешних конкурентных преимуществ страны, в первую очередь, обуславливаются уровнем развития конкуренции на внутреннем рынке. Для России этот вопрос весьма актуален в свете идущего процесса присоединения ко Всемирной торговой организации.

В первую очередь это относится к банковскому сектору, который играет особую роль в реализации экономической стратегии России и в последние годы находится в перманентном состоянии реформирования. Специфика современных финансовых рынков, состояния российской банковской системы обусловили чрезвычайную актуальность повышения качества и капитализации российских банков[1] и активного использования ими принципов стратегического менеджмента.

После кризиса 1998 года основные усилия Правительства Российской Федерации были направлены на преодоление его последствий. Эти усилия принесли свои плоды. По словам Председателя Банка России С.М. Игнатьева (выступление на XI Международном банковском конгрессе в июне 2002 года) «завершается этап интенсивных восстановительных процессов в российской экономике, в том числе и в банковской сфере, после финансово-экономического кризиса 1998 года». [1]

По мере выхода из кризиса в финансовой сфере России, в частности в являющемся ее важнейшим компонентом банковском секторе, происходили заметные положительные сдвиги, содействующие повышению конкурентоспособности этой сферы на всех уровнях.

Во-первых, достигнут существенный прогресс на пути реструктуризации российского банковского сектора, обеспечивающей в первую очередь восстановление финансовой устойчивости, рентабельности и платежеспособности банков.

Во-вторых, принятием ряда федеральных законов сформирована правовая и нормативная основа для реорганизации банковской сферы.

В-третьих, весьма значительны объемы наращивания капитализации банковской системы и масштабов ее деятельности.

В-четвертых, улучшается качество кредитного портфеля банков, а также их финансовое состояние.

В-пятых, позитивные процессы в российской экономике и финансовой системе имели своим следствием повышение международными рейтинговыми агентствами суверенных кредитных рейтингов России.

Однако до достижения такого положения, когда финансовая система страны вошла бы в число факторов, надежно обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности российской экономики, предстоит пройти еще большой путь. Несмотря на позитивные тенденции, в состоянии банковской системы пока имеется в наличии ряд существенных недостатков, препятствующих эффективному внедрению разработок МЭФ и Базельского комитета по банковскому надзору:

·                себестоимость банковских услуг остается в России заведомо более высокой, чем в странах Центральной и Восточной Европы;

·                непрозрачность отношений собственности;

·                влияние местных органов власти на денежные потоки;

·                непомерная нагрузка на банки, открывающие филиалы;

·                система управления российских банков в настоящее время по-прежнему характеризуется:

            - отсутствием стратегии у большинства банков, планов повышения конкурентоспособности, общефирменных целей;

            - слабой информированностью сотрудников о стратегических планах развития банка;

            - использованием мифа о непредсказуемости ситуации в России;

            - нечетким распределением служебных функций и делегирования ответственности;

            - слабой координацией между подразделениями, препятствующей реализации внутрибанковских проектов или снижающей их эффективность;

            - недостаточной ориентацией на потребности и цели клиентов, их стратегию развития;

            - использованием премирования, как основного и единственного рычага мотивации персонала.

Таким образом, условия функционирования российских банков хуже, чем у их соседей в Центральной и Восточной Европе. В условиях резкого обострения конкуренции на национальном рынке банковских услуг выжить и продолжить успешное развитие способны только самые эффективные банки. Данное утверждение полностью согласуется с избранной Банком России стратегией, направленной на укрупнение банков и значительное сокращение их общей численности.

Нарастающая конкуренция на рынке банковских услуг, обостряемая приходом на российский рынок и активной деятельностью зарубежных банков, заставляет банкиров тесно связывать будущее своего бизнеса с развитием бизнеса своих клиентов, их стратегическими целями и задачами. Конкурентным преимуществом банка на современном этапе становится эффективное взаимодействие с клиентами, соответствие их потребностям по спектру и качеству услуг, как экономического, так и не экономического характера.

Начало периода (хочется надеяться, что – длительного) стабильного экономического развития России, рождает интерес предпринимателей к проблеме формирования стратегии развития их бизнеса, освоению современного инструментария ее реализации. Экономическая стабилизация позволяет более уверенно смотреть в будущее, стимулирует развитие стратегического менеджмента, то есть предвидения изменений и управления ими. Динамичность, как свойство конкурентоспособной организации, требует осуществления инновационной деятельности, быстрой оценки ситуации на рынке, быстрого принятия решений и внедрения изменений и, следовательно, непрерывного повышения квалификации кадров. [2]

Таким образом, основными признаками современного конкурентоспособного банка становятся: ясное понимание своих стратегических целей, видение будущего, наличие компетентного персонала, эффективный механизм динамичной адаптации к условиям современного мира и требованиям клиентов.

В Выпускной квалификационной работе мной рассмотрены и проанализированы фундаментальные понятия и существующие принципы формирования благоприятного организационного климата, как основы конкурентоспособности банка, а также сложившаяся в ряде банков московского региона практика формирования организационного климата.

Первая глава посвящена рассмотрению вопросов роли персонала и благоприятного организационного климата в обеспечении конкурентоспособности банка. Даны определения организационного климата, его составляющих и условий, соблюдение которых дает возможность банку сохранить свои конкурентные преимущества в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке банковских услуг.

Во второй главе рассмотрены принципы, этапы и методы формирования благоприятного организационного климата в банке.

Третья глава содержит анализ организационного климата, реально сложившегося на настоящий момент в банках московского региона, наиболее характерных допущенных данными банками ошибок и перспектив их устранения.



1.                                  Организационный климат, как среда существования любой организации.

1.1. Классификация, определение и составляющие компоненты организационного климата кредитной организации.

Богатство и многообразие русского языка, с одной стороны давая человеку возможность наиболее полно и индивидуально, в зависимости от уровня развития и образования, выражать свои мысли и чувства, с другой стороны таят в себе опасность неоднозначности используемых выражений. Чтобы исключить различие в толкованиях темы данной работы оговорим круг возможных значений используемых терминов.

По правилам русского языка словосочетание «организационный климат» равнозначно словосочетанию «климат организации». Для того чтобы определить, что, собственно, означает понятие «климат организации», и не упустить какую-либо из сторон данного понятия, обратимся к значениям слов, составляющих это словосочетание.

«КЛИМАТ [греческое klima - наклон (земной поверхности к солнечным лучам)], статистический многолетний режим погоды, одна из основных географических характеристик той или иной местности. Основные особенности климата определяются поступлением солнечной радиации, процессами циркуляции воздушных масс, характером подстилающей поверхности. Из географических факторов, влияющих на климат отдельного региона, наиболее существенны широта и высота местности, близость его к морскому побережью, особенности орографии и растительного покрова, наличие снега и льда, степень загрязненности атмосферы. Эти факторы осложняют широтную зональность климата и способствуют формированию местных его вариантов.

ОРГАНИЗАЦИЯ (французское organisation, от средневекового латинского organizo - сообщаю стройный вид, устраиваю),

1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Применяют к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, фиксируя динамические закономерности, т.е. относящиеся к функционированию, поведению и взаимодействию частей; обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления». [3]

Рассматривая приведенные выше значения терминов «климат» и «организация» применительно к теме данной квалификационной работы, по-моему, можно сделать вывод о наличии двух компонентов, составляющих понятие «организационный климат».

С одной стороны организационный климат может рассматриваться, как сложившаяся в банке формализованная система управления человеческими ресурсами (далее – УЧР), методы УЧР, используемые на различных этапах взаимодействия между сотрудником и банком.

Повышение эффективности, как проблема и задача УЧР, была актуальной во все времена. Однако в условиях жесткой конкуренции на рынке банковских услуг эта проблема приобретает особую значимость. Эффективность управленческой деятельности определяется способностью менеджмента обеспечивать конечный результат за счет оптимального использования имеющихся в распоряжении ресурсов, в том числе и человеческих, при условии сохранения (или создания) определенного потенциала для достижения новых целей.

Банковская сфера является высококонкурентной и требует высококвалифицированного и заинтересованного персонала. Формирование и наращивание профессионального ядра человеческих ресурсов банка – это поэтапное внедрение необходимого процесса управления ими с соответствующими процедурами и правилами. Профессиональные управляющие могут обеспечить внедрение традиционных процедур управления персоналом. Например, составление документов, описывающих служебные обязанности сотрудников, набор, обучение и профессиональное развитие служащих, оценку их деятельности. Однако в современных технологиях создание эффективной и успешно функционирующей банковской культуры требует количественно и качественно намного большего. Если банк стремится к обеспечению себя высококвалифицированными кадрами, то УЧР должно быть одним из основных направлений деятельности топ-менеджмента банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.