реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Сущность и назначение денежной системы. Особенности становления и развития денежной системы Украины

Сущность и назначение денежной системы. Особенности становления и развития денежной системы Украины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра "Финансы"









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ И КРЕДИТ"

на тему: "Сущность и назначение денежной системы. Особенности становления и развития денежной системы Украины"


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Сущность и назначение денежной системы

2. Элементы денежной системы

3. Денежная система Украины

3.1 Государственное регулирование денежной сферы

3.2 Элементы национальной денежной системы

3.3 Формирование денежной системы Украины

4. Монетизация

4.1 Монетизация бюджетного дефицита в Украине

4.2 Монетизация валового внутреннего продукта

5. Денежно-кредитная политика

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


В условиях становления в Украине новых экономических отношений, трансформации экономических и социальных процессов, формирования и развития финансовой и банковской систем исключительно важное значение приобретает усиление роли центрального банка страны в стимулировании соответствующих процессов путем использования рыночных методов регулирования экономики и денежно-кредитного рынка.

Изменение политической ситуации в Украине, четкое понимание неотложной необходимости проведения экономических реформ, накопление собственного опыта и изучение мировой практики дали возможность кардинально изменить подходы к разрешению проблем денежно-кредитного регулирования. Возникла необходимость с учетом особенностей экономического развития Украины систематизировать накопленный опыт, выявить основные тенденции и закономерности денежно-кредитного регулирования, четко определиться с выбором методов и инструментов и обосновать теоретические и практические мероприятия и перспективы формирования и развития монетарной политики в Украине.

За годы независимости Украины в соответствии с изменениями в ее экономической политике и банковской системе существенно изменились не только методы, но и инструменты реализации денежно-кредитной политики, постоянно совершенствовались денежно-кредитный, открытый, межбанковские рынки, условия использования соответствующих монетарных инструментов.

Путем обеспечения стабильности гривны и на ее основе – стабилизации и поднятии экономики состоят, прежде всего, в обеспечении стабильной политической ситуации, наличия системы законов, четкой экономической политики и механизмов ее реализации.

Однако в связи с динамическими изменениями, которые произошли в экономике, финансово-кредитной сфере и банковской системе постоянно есть необходимость совершенствовать методы и инструменты реализации денежно-кредитной политики, оперативно решать проблемы сбалансирования денежного рынка, контроля за соблюдением коммерческими банками регулирующих нормативов, рефинансирование банков и т.д.


1.                СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ


Деньги – это общий эквивалент для всех прочих товаров, т.е. они служат средством выражения стоимости товаров.

Денежная система – это установленная государством форма организации денежного оборота в стране.

Каждое государство формирует свою собственную денежную систему, стремясь придать ей полную независимость и возможность противостоять внешним влияниям, когда они угрожают интересам национальной экономики. Наличие такой суверенной денежной системы является одним из ключевых признаков политической и экономической самостоятельности государства.

Денежная система в каждой стране складывалась исторически, ее содержание и структурные элементы отображают достигнутый социально-экономический уровень развития страны. Она является составляющим рыночного механизма и юридически регулируется законами, установленными государством. Эти законы определяют основные принципы, правила, нормативы и другие требования, которые регламентируют отношения между субъектами денежного оборота. Учитывая особо важную роль денежных отношений в экономической жизни общества, во всех странах независимо от устройства, формирование денежных систем осуществляется центральными органами власти. Местные органы власти, даже в странах с федеративным устройством, по сути отстранены не только от формирования денежных систем, но и от контроля за функционированием их отдельных элементов.

Не смотря на то, что организация денежного оборота осуществляется при участии банков, а обеспечение нормального функционирования кредитных денег является одним из основных заданий банковской системы, денежная система формируется и функционирует на базе банковской системы и может рассматриваться как ее составная. Поэтому во многих странах правовые нормы, которые формируют денежную систему, определяются непосредственно в банковском законодательстве, а прежде всего в законах. Которые регламентируют деятельность центральных банков. Более того, в соответствии с этими законами центральным банкам предоставляются широкие полномочия по регулированию денежного оборота. Поэтому имеются все основания считать центральный банк институциональным центром денежной системы. Ему принадлежит решающая роль в обеспечении эффективного функционирования денежной системы страны.

По сфере обхвата экономических отношений денежная система – явление чрезвычайно широкое, адекватное всему денежному обороту. Все денежные потоки. Независимо от сферы экономики, которую они обслуживают. И формы, в которой осуществляются, являются объектами регулятивного влияния денежной системы. Поэтому есть основания для выделения в составе денежных систем отдельных. Относительно самостоятельных подсистем:

-система безналичных расчетов;

-валютная система;

-система наличного обращения.

Каждая из названых подсистем имеет свой особый объект регулятивного влияния, который ограничивается определенной формой или сферой денежного оборота.

Так как денежная система каждой страны определяется ее внутренним законодательством, именно явление денежной системы постает на поверхности как чисто национальное. Каждое государство формирует свою денежную систему, стремясь придать ей полную независимость и способность противостоять внешним влияниям, когда они угрожают интересам национальной экономики. Наличие такой суверенной денежной системы является одной из ключевых характеристик политической и экономической самостоятельности государства.

Особенно убедительно национально-государственная обусловленность денежных систем проявилась в период становления независимых стран, которые возникли на территории бывшего СССР. Каждая из них, провозгласив свою политическую независимость, по сути, одновременно заявила о выходе из единого рублевого пространства, который регулировался другим государством – Российской Федерацией, и о создании собственных денег и денежных систем.


2.                ЭЛЕМЕНТЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ


Общенациональное назначение и особая миссия денежной системы в функционировании государства обуславливают важную роль исторического фактора, традиций, национальных особенностей, экономического развития страны в ее формировании. Это проявляется не только во внешнем виде денежных знаков и монет, а и в более сложных и ответственных элементах денежной системы, таких как масштаб цен, купюрность денежных знаков, организация расчетов и т.д. благодаря этому денежная система каждой страны имеет свои специфические признаки, которые отличают ее от денежных систем других стран, обеспечивают им иммунитет против внешнего воздействия.

Основными элементами, которые формируют денежные системы всех без исключения стран являются:

-названия денежной единицы и ее частей;

-масштаб цен;

-виды денежных знаков, которые имеют законную платежную силу;

-валютный курс;

-порядок и регламентация наличного и безналичного оборотов денег;

-государственные органы, которые обеспечивают регулирование денежного оборота и контроль за соблюдением действующего законодательства.

Денежная единица устанавливается законодательством каждой страны с учетом исторических особенностей ее развития и национальных традиций. Новую национальную валюту решением Верховной Рады Украины в 1996 году названо гривна. Такое название имела денежная единица Киевской Руси.

Денежная единица – один из атрибутов государственности. На территории страны она служит масштабом цен, средством измерения стоимости товара, и пребывает в обороте как законное платежное средство. Для удобства использования она делится на мелкие части. Например, 1 доллар США = 100 центов, 1 гривна = 100 копеек.

Масштаб цен – это техническая функция денег, способ выражения стоимости (цены) товаров в денежных единицах. Масштаб цен – законодательная фиксация весового количества монетарного металла (золота или серебра), которое закрепляется государством за определенной денежной единицей. Например, 1 российский рубль до 1913 г. = 0,774234 г. Чистого золота, в США в 1900 г. 1 доллар = 1,50463 г. Чистого золота.

Определенная таким образом величина денежной единицы была важным элементом системы ценообразования. Так как покупательская способность денег не могла существенно отличаться от стоимости их официального металлического содержания. Стоимость денег была привязана к цене на золото. Поэтому, изменяя величину последнего, государство могло изменять общий уровень товарных цен.

Сейчас, когда в обороте находятся неразменные на золото кредитные деньги, фиксация государственного металлического содержания денежной единицы утратило смысл и ликвидировано во всех странах, а масштаб цен утратил форму весового содержания монетарного металла в денежной единице. В современных условиях золотое содержание денежной единицы официально не устанавливается, что символизирует полную демонетизацию золота. Денежная единица является единицей измерения, т.е. масштабом цен всех товаров и используется для сравнения стоимостей товаров через их цены.

Виды и купюрность денежных знаков определяет высший законодательный орган, который придает им статус законного платежного средства, т.е. возлагает на государство ответственность за их обеспечение. Все остальные платежные средства такого статуса не имеют и вообще не должны поступать в обращение. Органы государственного контроля тщательно следят за тем, чтобы не допустить использование денежных суррогатов или фальшивых денежных знаков. Как правило, запрещается также использовать в роли платежного средства в пределах стран иностранных денежных знаков, так как это усложняет обеспечение национальных денег.

Эмиссионная система – учреждения, которые осуществляют выпуск денег и ценных бумаг и определяют порядок эмиссии. Регулируется эмиссия внутренним законодательством страны с учетом экономического и валютного состояния.

Валютный курс – соотношение между денежными единицами разных стран, которое используется для обмена валют во время осуществления валютных и других экономических операций. Выступает как цена валюты одной страны, выраженная в валюте другой страны.

Регламентация наличного и безналичного денежного оборота – включает определение сфер наличных и безналичных расчетов и режима использования денег на счетах, формы расчетов, порядок платежей и т.д. центральный банк должен строго контролировать денежный оборот, способствовать обеспечению стабильности денежной единицы, регламентировать правила осуществления безналичных платежей, форм расчетов и порядка платежей.


3.                ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ


Денежная система Украины, безусловно, является регулирующей системой рыночного образца. Этому поспособствовали существенные рыночные преобразования в экономической системе Украины: приватизация средств производства, демонополизация экономики и либерализация экономических отношений, в частности ценообразование кредитных, валютных и внешнеэкономических отношений и т.д. Активно развивается денежный рынок во всех его составляющих: рынок денег, валютный рынок, рынок ценных бумаг, а также его инфраструктура – двухуровневая банковская система, сеть небанковских финансово-кредитных учреждений, валютная и фондовая биржа и т.п. С каждым годом уменьшается часть дефицита государственного бюджета, которая покрывается непосредственно за счет кредитной эмиссии НБУ.

Правовые основы функционирования денежной системы Украины определяются Конституцией и законами Украины: "о банках и банковской деятельности"; " о Национальном банке Украины"; "о платежной системе и денежных переводах в Украине".

В статье 99 Конституции Украины указано, что денежной единицей Украины является гривна. Провозглашается также, что одно из наиболее важных заданий денежной системы – обеспечение стабильности и рост доверия к национальной валюте – гривне.

Важным шагом является принятие Верховной Радой Украины в мае 1999 г. Закона "о национальном банке Украины". Хотя в тексте этого закона не идет речь непосредственно про денежную систему, но те функции НБУ, которые составляют основу денежной системы, нашли широкое отображение. Это, непосредственно, раздел IV "денежно-кредитная политика", раздел V "Управление наличным денежным оборотом", раздел VIII "Деятельность Национального банка по поводу операций с валютными ценностями". В них четко описаны права и обязанности НБУ по поводу обеспечения стабильности национальных денег, регулирования денежного оборота, определены методы и инструменты денежно-кредитной политики и другие виды деятельности НБУ, которые формируют денежную систему страны


3.1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ


Регулирование денежного оборота – совокупность мер, которые проводятся в сфере денежного обращения с целью обеспечения их постоянности, гибкого обеспечения деньгами потребности сферы обслуживания; является составной частью денежной политики государства.

Определяющая роль в осуществлении всего комплекса мероприятий государства в сфере денежного обращения и кредитных отношений принадлежит центральному банку.

Применение методов прямого регулирования объемов и структуры денежного оборота дают необходимый эффект при ее использовании в комплексе с мероприятиями опосредствованного влияния на систему денежного обращения.

Политика учетной ставки проявляется в изменениях учетной ставки относительно к конъюнктурным колебаниям экономики и применяется для управления кредитной активностью.

Политика минимальных резервов – наиболее жесткий инструмент денежно – кредитного регулирования, применяется как средство быстрого сокращения или расширения кредитной массы в системе. Проявляется в манипуляции нормой обязательных резервов, которые коммерческие банки обязаны сберегать на счетах в центральном банке.

Современное экономическое мнение, независимо от конкретного теоретического направления, определяет ответственность государства за состояние развития экономики страны, а следовательно и право влиять на экономическую жизнь общества. Государство не имеет потребности непосредственно вмешиваться в действия отдельных экономических субъектов, свое влияние на экономику оно должно свести к гарантированию им благоприятных условий деятельности, т.е. непосредственно.

Одной из таких гарантий считается законодательное обеспечение каждому экономическому субъекту таких правил и свобод:

-свободу предпринимательства, в том числе свободный переход капитала;

-защита частной собственности, в том числе защита прав кредитора и денежных сбережений;

-свобода торговли, в том числе защита от монополизации цен и рынков;

-свобода при составлении договоров и защита прав участников договорного процесса;

-свобода потребления и защита прав потребителя от недобросовестного продавца;

-свободный выбор профессии и места работы.

Сегодня все признают, что для реализации своего влияния на экономику государство должно разрабатывать соответствующую экономическую политику. Сблизились позиции и по поводу целей этой политики. Ими признаются:

-обеспечение определенного уровня экономического роста;

-обеспечение максимальной занятости;

-контроль над инфляцией с целью ее минимизации и стабилизации цен;

-уравновешивание активов и пассивов платежного баланса.

Для достижения указанных целей экономическая политика предусматривает широкий спектр мероприятий, которые будут влиять на экономическую жизнь общества. Условно их можно разделить на четыре группы:

-структурная политика;

-политика конкуренции;

-социальная политика;

-конъюнктурная политика.


3.2 ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ


1. Виды денежных знаков, которые имеют законную платежную силу. НБУ выпускает в оборот банкноты – гривны – номиналами 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500. Для удобства обслуживания розничного товарооборота выпускаются разменные монеты – копейки – номиналами 1, 2, 5, 10, 25, 50.

2. Официальный курс гривны – обменный курс к иностранным валютам, официально установленный НБУ для осуществления операций с валютными ценностями. В 1999 г. НБУ перешел к определению официального курса гривны по отношению к доллару США на основе средней взвешенной валютного курса по безналичным операциям на межбанковском валютном рынке.

3. Порядок наличного и безналичного курса, их регламентацию, в том числе организацию международных расчетов в Украине осуществляет Национальный банк Украины. НБУ строго контролирует денежный оборот, способствует обеспечению стабильности национальной валюты, регламентирует эмиссию наличности, разрабатывает правила осуществления форм безналичных расчетов, способов и порядка платежей, контролирует кассовые операции.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.