реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан

Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский Экономический Университет Казпотребсоюза













Курсовая работа


На тему: «Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан»





Караганда - 2009


Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.. 5

1.1 Экономическая сущность налогов и их классификация. 5

1.2 Понятие, задачи, роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества. 8

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 13

2.1 Анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 1995 – 2009гг. 13

2.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан  25

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 40

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 42



ВВЕДЕНИЕ


В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.

Налоги во все времена представляли из себя одну из важнейших категорий государственных финансов, они возникли с появлением государства, и являются основой его существования.

Рыночное развитие государства предполагает широкое использование налоговой политики в качестве регулятора важных сторон его жизни. Опыт разных стран показывает, что именно налоги и налоговая система являются наиболее мобильными финансовыми институтами управления экономикой. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая система. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированости; обеспечивать рост и укрепление базы государственного бюджета. В конечном счете, налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

Всем, кто следит за процессами, которые в последние годы происходят в странах, осуществляющий переход к рыночной экономике, достаточно ясно, что позитивные преобразования централизованно планируемого хозяйства в рыночное в значительной степени зависит от того, насколько быстро и успешно эти страны смогут сформировать для функционирования рыночной экономики эффективную налоговую политику, адекватно отражающую экономическую политику государства в целом.

В Послании Президента Республики Казахстан говорится: «Необходимо привести налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут. [1]

На протяжении всей истории развития и становления казахстанской налоговой системы Республики Казахстан принимаемые правительством республики меры по ее модернизации позволили разработать и ввести в действие новый Налоговый кодекс, в который были внесены множественные изменения, позволившие адаптировать его к реалиям настоящего времени.

Разработанный Налоговой кодекс призван способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».

Новый Кодекс прибрел характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетает в себе качество администрирования и интересы налогоплательщиков.

Но, главное, он предусматривает снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета будут компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.

Актуальность темы курсовой работы: с приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность налоговой системы и пути совершенствования налоговой системы РК.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;

-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;

-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 1995 по 2009 гг.;

-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;

-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Методологической основой исследования выступили нормативно- правовые акты по налогам и налогообложению, монографии отечественных и зарубежных ученых - экономистов, отчетные данные налогового комитета по Карагандинской области за период 1995-2009гг, материалы специальных изданий и периодической печати.


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

1.1 Экономическая сущность налогов и их классификация

Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Налоги являются исходной категорией финансов. Они возникают с появлением государства и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспосабливались к потребностям и запросам государства. Наибольшего развития достигли в развитых системах товарно – денежных отношений, оказывая влияние на их состояние. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Государственные доходы разделяются на две основные группы. Одну группу составляют доходы частно-правового характера. Такие доходы государство получает, во-первых, на тех же основаниях, что и частные лица, путем заключения определенных сделок, во-вторых, такие доходы доставляются государству землями, лесами, торговыми, промышленными, транспортными и иными предприятиями. В другую группу входят доходы публично – правового характера, которые государство извлекает, в силу своей власти, принудительным путем. Сюда относятся пошлины, налоги и обязательные сборы. Налоги взимаются независимо от тех или иных услуг, оказываемых государством, и предназначены на общие нужды государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы государства являются – налоги.

В отношении налогов исторически формировались два принципа распределения налоговой нагрузки (налогового бремени):

- принцип выгоды (полученных благ);

- принцип «пожертвований» (платежеспособности) [2, с.62].

Использование принципов налогообложения получаемых благ и платежеспособности сводится к установлению налоговых ставок и их изменению по мере роста дохода.

Классические принципы реальной организации налогов были предложены еще А. Смитом. Они сводятся к следующему:

- налог не должен взиматься в соответствии с доходом каждого налогоплательщика (принцип справедливости);

- размер налога и сроки выплаты должны быть заранее и точно определены (принцип определенности);

- каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, который наиболее удобен для налогоплательщика (принцип удобства);

- издержки взимания налогов должны быть минимальными (принцип экономии).

Использование этих принципов устраняло произвол в налогообложении, вносило в этот процесс регламентацию и позволяло А. Смиту сделать заключение, что «налоги для тех, кто их платит, не признак рабства, а признак свободы» [2, с.62].

В последующем развитие принципов налогов уточнялось, дополнялось и сводится к следующим современным трактовкам:

1. Принцип справедливости в налогообложении рассматривается в 2-х аспектах:

- достижение «горизонтального равенства», которое требует, чтобы все доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они зарабатываются и тратятся, облагались единообразно на равных условиях;

- соблюдение «вертикального равенства» перед законом по обязательствам налогоплательщиков, имеющих разный уровень доходов и находящихся в разных, с точки зрения соответствия социальным нормам в данном обществе, ситуациях. Это означает, что обложение доходов физических лиц должно производится с применением дифференцированных ставок по прогрессивной шкале для распределения части доходов наиболее состоятельных людей в пользу малообеспеченных, которые или не должны платить вообще, или платить гораздо меньше остальных.

2. Принцип простоты. Для налогоплательщика должно быть понятно и содержание налога, сфера применения и механизм действия, закон о налоге не громоздок и не сложен. При определении форм налогообложения следует отдавать предпочтение технически простейшим формам, поскольку часть налогоплательщиков постарается уклониться от выплаты налогов, занизить свои доходы. Преимущественное использование линейных пропорциональных налогов вместо прогрессивных. Целесообразно использование линейного налога на потребление в виде налога на добавленную стоимость, единого линейного налога с заработком рабочих и служащих, единого линейного налога на прибыль; ставки такого налога должны быть едиными вне зависимости от формы собственности предприятия – плательщика.

3. Определенность налогов – непреложное равенство заранее установленных условий и требования, единообразие толкования и применения на всей территории страны и для всех хозяйствующих субъектов.

4. Минимум налоговых льгот. Помимо обоснованных исключений государство не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов. Для этой цели должны существовать специальные статьи в расходной части вместо сокращения налогов в доходной части бюджета. Необходимо избегать произвольного освобождения от налогов определенных продуктов, услуг, деятельности или социальных групп. Необходимо проводить государственное финансирование социальной политики, здравоохранения и развития культуры, но средства для этого нельзя получить путем манипуляции ставками налогов. Политическая власть не должна поддаваться давлению со стороны отдельных групп налогоплательщиков. Этот принцип важен также и с точки зрения рыночной экономик. Нет рынка без настоящих цен. Произвольные налоговые льготы проявятся в системе цен и не дают явного представления о реальной стоимости каждого продукта.

5. Экономическая приемленность – налоги не должны препятствовать улучшению функционирования экономики и росту капиталовложений. Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает. Следует учитывать, каков будет эффект налогов на производительность, производство и капитальные вложения. Если эффект будет отрицательным хотя бы в одном из случаев, то такой налог лучше не применять.

6. Сопоставимость налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами – партнерами данной страны по экономическим отношениям. Это необходимо для обеспечения паритета в привлечении инвестиций, а низкие ставки приведут к перетоку доходов в бюджеты стран, экспортирующих капитал, и отрицательно повлияют на бюджет страны – импортера капитала; высокие ставки будут препятствовать притоку иностранных инвестиций в экономику страны [3, с.109].

В законодательстве Казахстана о налогах и других обязательных платежах в бюджет оговорены также такие принципы, как обязательность налогообложения (что исходит из определения налога), определенность, единство налоговой системы (на всей территории государства и в отношении всех налогоплательщиков), справедливость, гласность налогового законодательства.

Налоги можно классифицировать по разным принципам:

- от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства,;

- по использованию;

- от органа, взимающего налог;

- по экономическому признаку [4, с.109].

По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или на имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный).

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальным облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал.

В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например семейное положение; к ним относятся подоходный налог, налог с наследств и дарений, подушный и др.

Косвенные налоги взимаются опосредственно – через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.

При признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налог на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств, ранее используемые для реформирования дорожного фонда).

В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.

По экономическим признакам объекта различаются налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

Налоги исчисляются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан [5, с.113].

Таким образом, налоги относятся к системе финансовых отношений, этим определяется их общее содержание. Вместе с тем, налоги имеют материальную основу, т.е. они являются частью денежных доходов юридических и физических лиц, присвоенной властным образом государством. Этим определяется двойственный характер налогов: с одной стороны, налоги – есть специфическая форма производственных отношений, с другой стороны, налоги являются частью стоимости национального дохода в денежной форме.


1.2 Понятие, задачи, роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества

Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства.

Наиболее глубинным, отличительным признаком налоговой системы является законный, легальный характер платежей, хозяйственная самостоятельность плательщика. Кроме того, налоговая система заключает в себе возможности для экономического воздействия на процесс производства, его динамику, структуру и на развитие научно – технического прогресса, становления рыночных отношений [5, с.80].

В экономической литературе встречаются различные определения налоговой системы, которые собственно различаются между собой только лишь полнотой включения ее отдельно составных частей. Существует мнение, что налоговая система определяется как совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм методов их построения. Известный экономист М.Г. Оспанов дал свое определение налоговой системы: «Законодательно установленный перечень всех действующих на данном моменте в пределах территории страны налогов и других обязательных платежей в бюджет с указанием плательщиков и объектов обложения, условий и сроков выплаты, методологии расчета и учета, а также составляющих в совокупности систему управления налогами соответствующих положений». Каждая из составных частей налоговой системы выступает реальным инструментом налоговой системы. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструмент перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста [5, с.70].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.