реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом

Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Кафедра финансов и банковского дела











КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: “Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом”


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2007г.

 

Содержание


Введение

1. Система регулирования рынка ценных бумаг

1.1 Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг

1.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг

1.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России

1.5 Регулирование рыка ценных бумаг за рубежом

1.6 Работа рынка ценных бумаг в США

1.7 Проблемы развития регулирования рынка ценных бумаг в России

Заключение

Список литературы


Введение

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. Регулирование нужно, прежде всего для того, чтобы управлять процессами, которые происходят на рынке, поддерживать порядок и создавать оптимальные условия для работы всех участников рынка, а также защищать всех действующих лиц от недобросовестности и мошенничества отдельных участников рынка.

В данной курсовой работе была создана попытка ответить на вопросы кто, каким образом, на основании чего и вообще для чего занимается регулированием такого сложного механизма, как рынок ценных бумаг.


1. Система регулирования рынка ценных бумаг

1.1 Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. [15]

Система управления рынком ценных бумаг – это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. [10] Система регулирования рынка складывается исторически под влиянием тех проблем, которые накапливаются и требуют своего разрешения, с тем, чтобы, с одной стороны, рынок мог развиваться и дальше, а с другой – чтобы его развитие не противоречило каким-то общественным интересам. [11]

Ключевым моментом в процессе управления любой системой является определение цели. Цель системы управления рынком ценных бумаг состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.

В качестве цели регулирования рынка иногда называют защиту интересов инвесторов, но такой подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает одним из элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую функцию, тесно связан с другими элементами системы управления и обладает способностью взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из элементов системы может привести к нарушению устойчивости системы в целом, что противоречит общему правиле менеджмента: стремиться к устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее элементов или подсистем. С этой точки зрения именно обеспечение ликвидности и устойчивости рынка ценных бумаг затрагивает интересы всех участников рынка и государства. Защиту интересов инвесторов можно считать тактической задачей, обусловленной тем, что в настоящее время многие инвесторы находятся в более уязвимом положении по сравнению с эмитентами, регистраторами, посредниками, что связано со специфическими процессами становления рынка. [10]

Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) охватывает всех его участников:

v    эмитентов;

v    инвесторов;

v    профессиональных фондовых посредников;

v    организаций инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть:

1.                Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

2.                Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.

Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем:

o        эмиссионные;

o        посреднические;

o        инвестиционные;

o        спекулятивные;

o        залоговые;

o        трастовые и т.п.

Регулирование РЦБ осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

1)                государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

2)                регулирование со стороны профессиональных участников РЦБ, или саморегулирование рынка. Этот процесс в данный момент развивается двояко: с одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников РЦБ. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации.

3)                общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка. [15]

В процесс регулирования рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение – это законодательные акты, указы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение – это инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также правила, утверждаемые организациями и профессиональными участниками рынка. Информационное обеспечение – это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация.

Совокупность государственных и негосударственных методов регулирования составляет, в свою очередь, основу системы управления РЦБ. Регулирование рынка ценных бумаг – это объединение в 1 систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение фондовых операций, подчинить их определенным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников РЦБ в рамках действующего законодательства. [10]

1.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Объектами государственного регулирования на РЦБ могут быть участники рынка, его инструменты и совершаемые с ними разнообразные операции, в частности:

1.                Ценная бумага с позиций:

a)                юридического статуса;

b)                размещения (выпуска);

c)                 обращения;

d)                использования в качестве основы для производных инструментов;

e)                 налогообложения и др.

2.                Участники рынка в отношении их:

a)                отбора для работы на рынке в том или ином качестве;

b)                защиты в качестве инвесторов от мошенничества;

c)                 налогообложения и т.п.

3.                Операции с ценными бумагами с позиций:

a)                разрешенных видов рыночных операций;

b)                совмещения разных видов операций с ценными бумагами;

c)                 разрешения имущественных споров;

d)                налогообложения и т.п.

Государственное регулирование РЦБ включает в себя:

§     создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;

§     создание органов регулирования рынка;

§     организация отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг;

§     контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;

§     разрешение споров между участниками рынка. [11]

Задачами государственного регулирования являются:

§     реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;

§     обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;

§     создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка. [10]

Формы государственного регулирования рынка (в зависимости от вида инструмента регулирования):

1.                Прямое или административное – это государственное регулирование рынка, основанное на юридических нормах. Оно включает:

a.                 нормативно-законодательную деятельность;

b.                регистрационную деятельность (ведение реестров юридических объектов – юридических и физических лиц, ценных бумаг и др.);

c.                 разрешительную деятельность (лицензирование, аттестацию);

d.                поддержание правопорядка на рынке;

e.                 выставление требований к участникам рынка, например, по обеспечению гласности, информированию и др.

2.                Косвенное, или экономическое – это государственное регулирование рынка, основанное на использовании экономических инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования. Такого рода регулирование включает проведение государством:

a.                 определенной денежной политики;

b.                политики налогообложения;

c.                 политики формирования государственных доходов и направления использования государственных расходов;

d.                политики управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у государства пакетами акций приватизированных предприятий и др.

В отличие от государственного регулирования рынка в целом, или регулирования макроэкономических процессов, регулирование РЦБ по преимуществу является административным, т.е. осуществляется с помощью правовой базы, а не каких-то экономических рычагов, например, управление количеством денег в обращении или установление процентных ставок.

На практике указанные способы регулирования обычно дополняют друг друга. [11]

 

1.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками РЦБ на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами. [15]

Задачи саморегулируемой организации:

A.              Обеспечение благоприятных условий профессиональной деятельности на рынке.

B.               Соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке.

C.               Защита интересов профессиональных участников в государственных органах регулирования.

D.              Защита интересов клиентов профессиональных участников.

E.               Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их выполнением. [11]

Права саморегулируемой организации:

1)                разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

2)                осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

3)                контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

4)                информационная деятельность на рынке;

5)                обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников. [15]

Положительные стороны саморегулирования:

1.                Разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками РЦБ, реально представляющими его особенности.

2.                Экономия государственных средств, сокращение аппарата управления рынком ценных бумаг.

3.                Участники РЦБ больше заинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные чиновники. Контроль общественных структур более требовательный, чем со стороны чиновников.

4.                Проще ввести этические нормы поведения профессиональных участников РЦБ. [13]

1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России


Принципы регулирования российского РЦБ во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основные принципы:

I.                  Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.