реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Роль государства в инвестиционной привлекательности России

Роль государства в инвестиционной привлекательности России

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы исследования взаимосвязи государства и инвестиций в современной экономике

1.1 Роль современного государства в обеспечении социальной направленности инвестиций

1.2 Сущность инвестиций

1.3 Роль государства в формировании и развитии источников инвестиций

2. Факторы и особенности инвестиционного климата в России

2.1 Особенности инвестиционной привлекательности экономики России на современном этапе

2.2 Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в экономику России

3. Совершенствование государственной системы привлечения и использования инвестиций

3.1 Общие рекомендации по совершенствованию государственной системы

3.2 Усиление государственного воздействия на привлечение инвестиций в российскую экономику

Заключение

Список используемых источников


ВВЕДЕНИЕ


Развитие современной мировой экономики предопределяет необходимость формирования принципиально новой государственной инвестиционной политики, предполагающей в качестве ключевого направления формирования стабильного инвестиционного климата в целях обновления промышленности и науки.

В Послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию 26 апреля 2007 г. впервые говориться о необходимости развития и внедрения нанотехнологий, на эти цели запланировано в федеральном бюджете около 180 млрд.руб. Это, конечно, значительно меньше, чем расходуется на подобные цели в США, Японии и Западной Европе, но и эти незначительные инвестиции следует использовать максимально эффективно и в нужном направлении развития науки и техники. Это позволит в долгосрочной перспективе обеспечить повышение качества жизни наших людей, национальную безопасность и поддержание высоких темпов экономического роста.

Существенным фактом является то, что в России до сих пор не сформирована долгосрочная программа (стратегия) развития инвестиционного процесса, не определены приоритетные сферы и направления инвестиционных потоков на ближайшую перспективу.

Известно, что государство обеспечивает только 20% капитальных вложений в общем объеме инвестиций, а около 80% приходится на частных инвесторов. Тем не менее, объем инвестиций определяется рядом факторов: в первую очередь инвестиционной привлекательностью отраслей и регионов, а также факторами политического и социального характера, что значительно усложняет проведение достоверной оценки.

Большинство отраслей отечественной промышленности еще в начале 90-х гг. ХХ века исчерпали технологические и финансовые возможности роста, а потеря к ним интереса со стороны внутренних и внешних инвесторов остро ставит вопрос о поиске возможных источников обеспечения необходимого уровня производства и инвестиций, в том числе и в рамках этих отраслей. Вот почему проблема формирования стабильного инвестиционного климата, расширение функций государства в обеспечении притока инвестиций в российскую экономику и их рационального использования чрезвычайно актуальна и важна.

Все выше сказанное определяет актуальность темы исследования.

Цель работы заключается в исследовании роли государства в инвестиционной привлекательности России.

Предмет исследования: совокупность экономических отношений между субъектами рыночных отношений по вопросу привлечения и использования инвестиций.

Объект исследования: инвестиционный потенциал российской экономики.

Задачи исследования определены содержанием работы.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ


1.1 Роль современного государства в обеспечении социальной направленности инвестиций


Анализ работы современного конкурентно-рыночного механизма показал, что немало экономических проблем конкурентный рынок решает гораздо успешнее, чем хозяйственные системы, функционирование которых основано на административно-рыночных принципах. Практика доказала, что в странах с развитыми конкурентно-рыночными традициями выше уровень жизни, экономика имеет социально ориентированную структуру, высокие темпы роста производства жизненных благ. Однако в действительности существует множество задач, решение которых неподвластно рыночному механизму. Среди них гарантирование социально-экономических прав личности, развитие фундаментальной науки, обеспечение экологической безопасности, борьба с инфляцией и монополизмом, обеспечение нового, социально ориентированного качества экономического роста путем, прежде всего, активизации инвестиционного процесса и создания соответствующего благоприятного (привлекательного) климата. [17]

Социально ориентированная инвестиционная экономическая политика государства вообще, а в переходных условиях в частности, связана с научно обоснованным формированием, прежде всего, адекватного институционального сектора переходной экономики. В рамках этого сектора должны создаваться не просто переходные институты социально ориентированных экономических взаимодействий, но институты, внутренняя логика развития которых объективно приводит к созданию социализированной рыночной экономики. Формирование социально ориентированной инвестиционной политики государства практически сводится к «производству» институциональной системы экономического развития определенного, социально направленного качества. Причем, едва ли здесь можно будет обойтись исключительно усилиями государства в сфере его официального институционального предпринимательства.

В основе формирования и развития инвестиционного активного государства лежит дебюрократизация его экономической власти и «социализация» системы одноименной собственности. А экономическая политика государства с целью социально ориентированной реализации государственной собственности является, в определенном смысле, функцией деятельности общества по созданию социального государства и социально направленной государственной собственности. Применительно к формированию и развитию институционального сектора, адекватного требованиям расширения инвестиционных программ в условиях рыночной экономики, это означает, что система неформальных институтов конкретного общества являются естественной основой для развития системы формальных норм и правил социально ориентированных взаимодействий.[4]

Концепция социально ориентированной институциональной системы государства требует, очевидно, самостоятельного исследования, однако отметим, что названная система генетически связана с социальной детерминантой современного государства. И здесь необходимо постоянно решать «триединую задачу»: во-первых, научно обоснованно, то есть, исходя из потребностей социально-экономической практики и предполагаемых последствий функционирования рыночной экономики, формировать социально ориентированные государственные институциональные устройства; во-вторых, путем мобилизации интеллектуального капитала представителей всех ветвей власти производить соответствующие институты; в-третьих, обеспечить социально направленное функционирование всей «контрактной парадигмы», процессуально обеспечивающей дееспособность ранее созданных и совершенствующихся институциональных устройств и институтов.

Если речь идет о формировании социально ориентированной рыночной экономики, то, какого бы качества не создавалась институциональная система государства, она должна не просто не сворачивать рыночную систему отношений, а, напротив, способствовать ее дальнейшему развитию. Отсюда и ответственность государства, как за систему частных, так и непосредственно государственных инвестиций в новое качество экономического роста. Понятно, что речь идет не о традиционной дискуссии о том, чего в социально ориентированной экономике должно быть больше: рыночной «стихии» или государственного «разума». Инвестиционные программы в рамках социальной рыночной экономики, таким образом, предстают как взаимосвязанное и развивающееся единство рыночных и нерыночных соответствующих трансакций и воспроизводственных задач.

Попутно отметим, что в наших суждениях речь должна идти не просто о рыночной экономике, а ее определенной форме, которая объективно позволяет направить эту экономику в русло ожидаемой социализации инвестиций. Очевидно, что имеется в виду такая рыночная экономика, которая не гасит трудовую и творческую активность предпринимателей, а, напротив, всячески ее раскрепощает. Экономикой такого типа является не просто рыночная, а конкурентно-рыночная экономика, научно обоснованно управляемая социально ориентированным государством. Важнейшей проблемой современных исследований экономического роста является оптимизация взаимосвязи частных и государственных инвестиций, что «уходит корнями» в общую проблему взаимосвязи рынка и государства.

1.2 Сущность инвестиций


Недостатком инвестиционных программ развития субъектов РФ в современных условиях являются: недостаточное финансовое обеспечение, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие разграничений функциональных полномочий уровней государственной власти. Преодоление складывающейся ситуации во многом сопряжено с формированием экономических условий и механизмов инвестиционного обеспечения во взаимосвязи с макроэкономическими тенденциями и региональными реалиями. [1]

Дополнительные денежные средства, привлекаемые предприятиями в инвестиционных целях, называются инвестиционным капиталом , и прежде чем в него превратиться, он проходит через финансовый рынок заимствования. Учитывая ограниченность собственных источников накопления у большинства российских предприятий, формирование инвестиционного механизма предполагает развитую инфраструктуру финансового рынка (банки, инвестиционные компании, фондовый рынок и др.), способствующая эффективной инвестиционной деятельности.

Несмотря на широкое употребление термина "инвестиции" (от французского investments — вкладывать, помещать), целесообразно уточнить его содержание из-за того, что как в отечественной, так и зарубежной литературе понятие "инвестиции" используется в различных смысловых значениях. В западной литературе под инвестициями понимается вложение капитала с целью его увеличения в будущем, "использование денег для получения больших денег". В то же время в работе Гитмана Л. и Джонк М. под инвестициями понимается любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость, или обеспечить положительную величину доходов.[7] Таким образом, четко подчеркиваются две стороны инвестиции ресурсов с целью получения накоплений и их вложений, обеспечивающих рост капитализации. В работе отмечается также, что термин «инвестиции» имеет несколько значений: покупки акций с надеждой на финансовые результаты, а также реальные активы, которые необходимы для обеспечения процесса производства и реализации.

Исходя из этого, различают валовые инвестиции (включающие чистые инвестиции и амортизацию) и чистые инвестиции, отражающие реальный прирост капитала за счет добавочных вложений. Структура валовых инвестиций при условии, что они больше амортизации, определяет экономический рост, в противном случае спад. Госкомстат России предусматривает разграничение инвестиций на капиталообразующие и финансовые. К капиталообразующим инвестициям относятся: капитальные вложения (инвестиции в основные средства), затраты на капремонт, на приобретение земельных участков и др. К финансовым инвестициям относятся: кредитные вложения, финансовые вложения хозяйствующих субъектов и др. Инвестиции, ведущие к смене собственника за счет приобретения предприятия или покупки ценных бумаг называются трансфертными инвестициями. Кроме того, выделяют инвестиции в человеческий капитал (нематериальные инвестиции), вложения средств в образование, в здравоохранение, в социальную сферу, с целью получения большей производительности от работников.

Различие между реальными и финансовыми активами проводится и в другом фундаментальном курсе по менеджменту "инвестиции", авторы: У.Ф. Шарпа, Г.Дж. Александера, Д.В. Бейли. "Реальные инвестиции обычно включают инвестиции в какой-либо тип материально осязаемых активов, таких как земля, оборудование, заводы. Финансовые инвестиции представляют собой контракты, записанные на бумаге, такие, как обыкновенные акции и облигации. Как правило, эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими". Реальные инвестиции включают инвестирование в основной капитал, в жилищное строительство и в создание запасов.

"Инвестировать - значит купить какое-то благо ради того дохода, который мы от него ожидаем в будущем", - пишет П. Хейне. В учебнике по современной западной экономике инвестиции определяются как расходы на строительство новых заводов, на станки и оборудование с длительным сроком службы и т.п. [17] При этом уровень чистых расходов на инвестиции определяется ожидаемой нормой чистой прибыли от расходов на инвестиции и процентной ставкой. Это, по сути, цена, которую должна заплатить фирма для приобретения средств производства. Причем реальная ставка процента играет решающую роль при принятии инвестиционного решения. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает реальную ставку процента, то инвестирование (при прочих равных условиях) будет эффективно, в противном случае инвестировать невыгодно.

Дж. Кейнс под инвестициями понимал текущий прирост ценностей капитального имущества, в результате производственной деятельности данного периода. Эта та часть дохода за данный период, которая не была использована для потребления. По мнению И. Курнышевой определение Кейнса наиболее удачно раскрывает внутреннее двойственное содержание инвестиций. С одной стороны, они отражают потенциальный инвестиционный спрос, а с другой — выступают в форме вложений (затрат), определяющих прирост стоимости капитального имущества. [11,14] Таким образом, инвестиции проявляют себя как реализованный инвестиционный спрос и предложение.

1.3 Роль государства в формировании и развитии источников инвестиций


На наш взгляд, сегодня наиболее актуальным является проблема структурирования инвестиционных источников на внешние и внутренние источники. Конечно, привлечение в российскую экономику иностранных инвестиций важно, но, прежде всего, следует максимально эффективно пользоваться внутренними инвестиционными источниками. Мы поддерживаем устоявшуюся классификацию внутренних инвестиционных источников, к которым можно отнести следующие: сбережения населения; прибыль предприятия; бюджетные и иные государственные сборы; фонды институциональных инвесторов; пассивы банковской системы; денежная эмиссия.

Следует отметить, что прибыль предприятий относится к внутренним источникам инвестиций, но официально она ниже мировых уровней в силу низкой рентабельности производства из-за высоких энерго- и материалоемкости, транспортных затрат и сокрытия значительной доли дохода от налогообложения. Тем не менее, процессы легализации денежных средств, происходящие на протяжении последних лет, позволят повысить налоговые и другие платежи, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных ресурсов государством напрямую или опосредовано. Таким образом, следует более детально при оценке объекта исследования провести оценку внутренних и внешних инвестиционных ресурсов, дать оценку и определить внутренний инвестиционный потенциал, позволяющий достичь благоприятного инвестиционного климата и роста высоких темпов экономики.

Мировой опыт и опыт нашей страны свидетельствует о том, что устойчивый рост экономики предопределяется соответствующим ростом инвестиций. При этом увеличение инвестиций выступает ключевым фактором обеспечения экономического роста, вместе с тем и их сокращение соответственно отражается на темпах спада объемов производства продукции во всех отраслях народного хозяйства. Следует отметить, что сложившееся в настоящее время положение с инвестициями уходит корнями в кризисные девяностые годы XX столетия. В те годы инвестиционная поддержка регионов была и продолжает оставаться в "тени" текущей поддержки. Причина этого довольно банальная: отсутствие средств, которые необходимо направить на экономическое развитие проблемных территорий. Соответственно, и реформирование инвестиционной поддержки регионов шло медленными темпами. Следует прямо сказать, что реформ как таковых в этой сфере практически не было. Одновременно отметим, что в развитии инвестиционной поддержки регионов можно выделить, как нам представляется, три этапа: 1) 1991-1995 гг. - этап стихийной инвестиционной поддержки территорий, основанной на принятии индивидуальных решений по отдельным регионам; 2) 1996-2005 гг. - этап относительной упорядоченности инвестиционной поддержки регионов при сохранении высокой роли индивидуальных решений; 3) 2006 г. и по настоящее время - этап первых попыток более или менее серьезного реформирования инвестиционной поддержки регионов.[18]

Сокращение централизованных инвестиций на начальном этапе реформирования, как нам представляется, было связано с ростом бюджетного дефицита и ускоренной приватизацией. Несмотря на некоторое оживление в инвестиционном процессе, объем капиталовложений все еще отстает от уровня 1990 года. По годовым объемам накопления капитала Россия в 3-25 раз отстает от стран «большой семерки».

За годы непродуманных, во многом хаотичных и поспешных реформ в России, объём инвестиций в основной капитал постоянно снижался и составил по состоянию на конец 90-х годов немногим более 20% от уровня начала 90-х, что обусловило не только резкое снижение объёмов производства, но и затормозило процессы оздоровления и модернизации российской экономики. Рост объёма инвестиций в России в 2006-2009 гг. по сравнению с предшествующими годами дал основание некоторым специалистам заявить о качественном улучшении положения в экономике, появлении надёжных источников финансирования инвестиций. Однако далеко не все исследователи столь оптимистично оценивают рост объёма инвестиций в указанный период. Учитывая справедливость этих противоположных взглядов, противоречивость экономической ситуации, сложившейся в России, представляется целесообразным рассмотрение опыта инвестиционной деятельности зарубежных стран, который можно использовать в отечественных условиях с учётом специфики функционирования нашей экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.