реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Инвестиционный налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит

Содержание


Введение

Глава 1. ИНВЕсТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

1.1 Понятие инвестиционный налоговый кредит

1.2 Юридическая природа изменения срока уплаты налога в форме инвестиционного налогового кредита

Глава 2. Условия и порядок предоставления инвестиционного налогового кредита

2.1 Условия предоставления инвестиционного налогового кредита

2.2 Процедура получения инвестиционного налогового кредита

2.3 Условия для прекращения действия изменений срока уплаты в виде инвестиционного налогового кредита

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Попытки помочь бизнесу и облегчить налоговое бремя путем предоставления льгот и отсрочек по налогам в России предпринимались неоднократно. Впервые термин легальной государственной помощи бизнесу появился в 1992 году, именовался — налоговый инвестиционный кредит и регулировался Законом РФ от 20.12.1991 № 2071–1 «Об инвестиционном налоговом кредите». В условиях правового хаоса 1992–1996 годов инвестиционный налоговый кредит не получил широкого распространения, т.к. существовали пробелы в праве, позволявшие вообще не платить налоги.

Движение России по пути кодификации законодательства постепенно сформировало устойчивое правовое поле и на фоне экономической стабилизации позволило налогоплательщикам планировать на среднесрочную перспективу свои доходы, расходы и существенные юридические условия ведения бизнеса.

Совокупность описанных факторов позволила шире использовать банковское кредитование, налоговое планирование и налоговую оптимизацию. Заметное место в налоговом планировании стало принадлежать налоговому кредитованию.

Актуальность исследования обусловлена тем, что правовой институт изменения срока уплаты налога является сравнительно новым для российского законодательства, часто видна непоследовательность правового регулирования. Очевидно, что все новое в законодательстве Российской Федерации, да, полагаю и в законодательстве любого другого государства, не сразу воспринимается практикой. На сегодняшний день судам редко приходится сталкиваться с делами, связанными с изменением срока уплаты налога, поэтому Верховный и Высший Арбитражный Суды еще не дали свое толкование по спорным вопросам, которые были рассмотрены в данной работе, и исследование ограничилось лишь анализом законодательства. Несомненно, предмет данной работы требует дальнейшей разработки как в теории, так и в законодательстве, правоведение при этом должно направлять в нужное русло законотворчество, поскольку правовой институт инвестиционного налогового кредита оставить в том виде, в каком он есть сейчас в законодательстве, не представляется возможным. Сложность проблемы также вызвана тем, что инвестиционный налоговый кредит как правовой институт находится на стыке как минимум двух отраслей права – гражданского и финансового, а если рассматривать в качестве самостоятельных такие отрасли как налоговое и бюджетное право, то, получается, что данный институт регулируется сразу тремя отраслями права.

Цель курсовой работы: рассмотреть инвестиционный налоговый кредит в российском законодательстве, практику его применения.

Задачи курсовой работы:

-                   рассмотреть понятие инвестиционный налоговый кредит в российском законодательстве;

-                   определить юридическую природу изменения срока уплаты налога в форме инвестиционного налогового кредита;

-                   рассмотреть условия и порядок предоставления инвестиционного налогового кредита, а также условия для прекращения действия изменений срока уплаты в виде инвестиционного налогового кредита.




Глава 1. ИНВЕсТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ В

РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


1.1 Понятие инвестиционный налоговый кредит


Впервые в отечественном законодательстве понятие инвестиционный налоговый кредит появилось в Законе РСФСР «Об инвестиционном налоговом кредите.»[1] В то время не было двух самостоятельных юридических терминов - инвестиционный налоговый кредит и налоговый кредит, в п.1 Инструкции[2] изданной во исполнение вышеуказанного Закона (действует в части, не противоречащей сегодняшнему законодательству) сказано: «инвестиционный налоговый кредит в дальнейшем именуется налоговым кредитом». Уже в 1991 году инвестиционный налоговый кредит могли получить не только государственные, но и предприятия, находящиеся в частной собственности: кредит мог быть предоставлен товариществу, которое создано в ходе приватизации, при условии, что все товарищи являются бывшими работниками приватизируемого предприятия.

Качественные изменения в порядке налогового кредитования произошли в 1998 г. в связи с принятием части 1 Налогового кодекса и ФЗ «О введении в действие части 1 НК РФ», отменившими, в том числе, Закон «Об инвестиционном налоговом кредите» 1991 года. Вместо отмененного акта появились ст. 65 «Порядок и условия предоставления налогового кредита» и ст. 66 «Инвестиционный налоговый кредит» НК РФ.

Сегодня семилетняя история налогового кредитования получила новый импульс развития, выразившийся в принятии Федеральной налоговой службой России Порядка организации работ по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени, утв. приказом от 30.03.2005 № САЭ–3–19/127. Принятый акт обобщил практику предоставления инвестиционных и налоговых кредитов, а также уточнил процедурную составляющую получения кредита, унифицировав документальные формы данного процесса.

Кроме того, Правительством РФ в постановлении от 02.03.2005 № 107 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год»[3] на 2005 год установлен лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек уплаты федеральных налогов и сборов в размере, не превышающем 1000 млн. руб.

Для первоначального понимания сути налогового кредитования необходимо определиться с терминологий. Налоговый кодекс выделяет две самостоятельные формы отсрочки или рассрочки налоговых платежей: налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.

Налоговый кредит — это изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организация, при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, получает возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

При внешнем лингвистическом сходстве, данные понятия имеют существенные различия, которые отчетливо проявляются при сравнении по следующим критериям:

- условия (случаи) предоставления;

- срок кредитования;

- размер кредита;

- процентная ставка по кредиту;

- виды налогов, по которым производится кредитование;

- возможность досрочного возврата кредита (зачет);

- статус кредитора и статус заемщика.

Для удобства восприятия данных проведем сравнение в форме таблицы (Приложение 1).

Вместе с тем, понятие налоговый кредит упоминается и в БК РФ, п.5 ст.76 гласит: «налоговые кредиты могут предоставляться юридическим лицам только в форме бюджетного кредита в порядке, определенном настоящей статьей.».[4] Что понимать в данном случае под налоговыми кредитами, совокупность всех налоговых кредитов в смысле ст.65 НК РФ и инвестиционных налоговых кредитов или только лишь собственно налоговые кредиты? При толковании статей НК РФ можно заключить, что инвестиционный налоговый кредит вид налогового кредита, поскольку к понятию налоговый кредит добавляется еще один признак (кредит + налоговый + инвестиционный), т.о. все инвестиционные налоговые кредиты есть налоговые кредиты, кроме того из смысла ст.66-67 НК РФ видно, что инвестиционный налоговый кредит отличается от налогового кредита только лишь своей «инвестиционностью», об этом говорит и п.2 ст.2 Закона Лен.области о налоговом и инвестиционном налоговом кредитах: кредит предоставляется «с целью оказания поддержки в реализации инвестиционного проекта.»[5].

Инвестиционный налоговый кредит имеет своей целью стимулировать определенные виды деятельности организаций, т.к., во-первых, инвестиционный налоговый кредит предполагает наибольшее изменение срока уплаты налога, по сравнению с другими формами такого изменения, это связано с тем, что эффективность инвестиций зависит от срока, на который они предоставляются, (хотя и не только от него). Во-вторых, инвестиционный характер этого кредита подтверждается тем, что законодательно предусмотрен большой интервал времени, на который может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит – от года до пяти лет по части налога, которая поступает в федеральный бюджет – ведь хороший стимулирующий эффект от инвестиции можно получить, только тщательно изучив состояние дел в соответствующей организации и определив время, на которое целесообразно предоставить денежные средства, а зачастую в каждой конкретной ситуации это оптимальное время бывает совершенно различным, именно поэтому-то законодатель и предусмотрел такой большой разброс минимального и максимального срока, на который может предоставляться кредит (налоговый кредит по платежам в бюджет РФ предоставляется на срок от 3-х месяцев до года). В-третьих, инвестиционный характер кредита выражается в том, что организации предоставляется право самой выбирать при заключении договора, когда и насколько уменьшать свои налоговые платежи, данная норма предполагает, что при заключении договора о кредите должно быть учтено мнение организации относительно режима (графика) уменьшения налоговых платежей, поскольку, на самом деле, скорее всего, именно организация лучше всех знает то, какой режим необходимо установить, для наилучшего инвестиционного эффекта.

Итак, приходим к выводу, что инвестиционный налоговый кредит вид налогового кредита. Но представляется, что законодатель в п.5 ст. 76 БК РФ употребляет термин налоговый кредит в собирательном смысле, т.е. и инвестиционный налоговый кредит и налоговый кредит в смысле ст.65 НК РФ являются.

Необходимо отметить, что в соответствии с п.2 ст.76 БК РФ налоговый кредит, а значит, и инвестиционный налоговый кредит предоставляется на условиях возмездности, что противоречит абз.2 п.5 ст.65 НК РФ, где сказано, что в определенных случаях проценты на средства, предоставленные в качестве налогового кредита, не начисляются. Полагаю, в соответствии с п.1 ст..3 НК РФ данное противоречие необходимо толковать в пользу налогоплательщика. В п.7 ст. 57 НК РФ говорится о том, что изменение срока уплаты налога, сбора, пени может быть в порядке, установленном настоящим кодексом, что конкретизируется в п.2 ст.61 НК РФ: «изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном настоящей главой», а в п.5 ст.76 БК РФ сказано: «налоговый кредит может предоставляться … в порядке, определенном настоящей статьей»[6]. В данном случае уполномоченные органы, по-моему, должны руководствоваться как Налоговым, так и Бюджетным кодексами. Такие правовые коллизии связаны с новизной рассматриваемого правового института в отечественном законодательстве.

Пунктом 12 ст. 64 НК РФ установлено право субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать дополнительные основания и условия предоставления инвестиционных и налоговых кредитов в части уплаты региональных и местных налогов, соответственно.

Правомочие по предоставлению инвестиционных налоговых кредитов реализовали многие субъекты РФ. Наилучшая практика их применения сложилась в трех наиболее инвестиционно-привлекательных регионах России: Москва и Московская область, Ленинградская область и Краснодарский край. Динамика инвестиционных процессов в указанных субъектах РФ способствует развитию инвестиционного кредитования, а заинтересованность руководства данных регионов в привлечении инвесторов создает максимально привлекательные предложения в вопросах налогообложения.

Так, в Краснодарском крае принят Закон от 07.07.2000 № 280-кз «Об инвестиционном налоговом кредите», аналогичный Закон имеет и Ленинградская область от 08.11.1999 № 56-оз.[7] Как видно из реквизитов нормативных актов, история регионального инвестиционного кредитования насчитывает уже более 5 лет. Прямым свидетельством эффективности законодательства в указанных регионах служит динамика роста инвестиций в них.

Следует также заметить, что инвестиционный налоговый кредит имеет ряд отличий от налогового кредита, отсрочки и рассрочки.

Во-первых, он может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации и по региональным и местным налогам. В отношении других форм законодатель ввел формулировку "по одному или нескольким налогам", не оговорив, какие конкретно налоги имеются в виду.

Второе отличие касается субъекта - получателя кредита: инвестиционный налоговый кредит предоставляется не всем заинтересованным лицам, а исключительно организациям.

В-третьих, инвестиционный налоговый кредит предоставляется в связи с осуществлением определенных затрат (например, по НИОКР), а другие формы изменения срока уплаты налога - в связи с неблагополучным положением налогоплательщика.

В круг оснований для получения инвестиционного налогового кредита входят:[8]

1) проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Сумма кредита в случае его предоставления по первому основанию составляет 30% стоимости приобретенного организацией оборудования. При предоставлении кредита по второму и третьему основаниям его сумма определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией. Проценты на сумму кредита устанавливаются по ставке не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Критерием для определения размера процента, взимаемого за пользование инвестиционным налоговым кредитом, служит срок, на который предоставляется такой кредит, а именно: в течение первых двух лет - 1/2 ставки, в последующие годы - 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.


1.2 Юридическая природа изменения срока уплаты налога в форме

инвестиционного налогового кредита


Для изменения срока уплаты налога в форме инвестиционного налогового кредита необходим сложный юридический состав:

1.     Решение уполномоченного органа о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

2.     Договор между органом и заинтересованным лицом.

Первый юридический факт является актом органа государственного или местного управления, принятым в порядке, установленным налоговым и бюджетным законодательством (п. п.5, 7 ст. 76 БК РФ и п. 5 ст. 67 НК РФ). Договор между органом и организацией должен быть заключен в соответствии с нормами гражданского законодательства[9], и он будет считаться заключенным, если соблюдены все его существенные условия, указанные в п.п. 6, 7 ст. 67 НК РФ.

В п.4 ст. 61 НК РФ сказано, что изменение срока уплаты налога «не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога». Но, очевидно, правоотношение между налоговым органом и налогоплательщиком изменяется. Суть инвестиционного налогового кредита в том, что сначала, как бы, деньги отдаются в счет уплаты налога, а потом часть из них забирается налогоплательщиком на условиях возвратности и платности, это является расходованием бюджетных средств. Но данный вид расходов не предусмотрен Законом о бюджетной классификации, а в соответствии со ст. 67 БК РФ средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов, являются капитальными расходами бюджетов. Выходит, что организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, отдавая его, возвращает не свои, а бюджетные средства.

В БК РФ есть норма, согласно которой возврат предоставленных на возвратной основе средств бюджета приравнивается к платежам в бюджет. Если возврат средств является исполнением обязанности по уплате налога в соответствии с п. 4 ст. 61 НК РФ, то зачем его приравнивать к платежам в бюджет?

Налоговые платежи, в принципе, нельзя приравнять к платежам в бюджет, так как они являются таковыми изначально. Тем более, заплатить налог можно путем отчуждения лишь тех денежных средств, которые принадлежат плательщику на праве собственности, хозяйственном ведении или оперативного управления п.1 ст. 8 НК РФ. В Законе о бюджетной классификации также не предусмотрены доходы от возвратов инвестиционных налоговых кредитов, а ст.41 БК РФ говорит: «п.2 к налоговым доходам относятся…, п.3 размер предоставленных налоговых кредитов… и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета, п.4 к неналоговым доходам относятся… .»[10].

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.