реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Финансовый контроль и пути повышения его эффективности

Финансовый контроль и пути повышения его эффективности

Министерство образования и науки Российской Федерации

НОУ ВПО " Сибирская академия финансов и банковского дела" САФБД

Кафедра: Финансы и кредит

Курсовая работа

По дисциплине: Финансы

На тему: Финансовый контроль и пути повышения его эффективности




Выполнил: Проверил:

Студент группы:

Новосибирск - 2009


Содержание


Введение

1 Финансовый контроль

1.1 Понятие финансового контроля, его сущность

1.2 Виды, формы и методы проведения финансового контроля

2. Основные виды государственного и негосударственного финансового контроля и органы, его осуществляющие

2.1 Государственный и финансовый контроль

2.2 Негосударственный финансовый контроль

3. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты

3.1 Основные направления Счетной палаты в 2008 году

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о том, что такое финансовый контроль, какие виды и формы ему присущи, пути повышения эффективности финансового контроля, а так же рассмотрим работу Счетной палаты за 2008 год.

Развитие разнообразных общественных систем на протяжении всей многовековой истории человеческой цивилизации, формирование и трансформации материальных основ жизнедеятельности, постоянная эволюция хозяйственной практики, ведущей к возникновению, созданию и накоплению богатства общества, породили различные экономические системы, сосуществующие и сменяющие друг друга.

Общественный прогресс в своей материальной основе, проходя через все стадии - и примитивную, и технократическую, и гуманистическую, подтвердил жизнестойкость и рациональность товарно-денежных отношений как базы наиболее устойчивой оптимальной и эффективной экономической среды. Появление и существование рынка немыслимо вне денежных отношений. Важнейшим элементов рыночной экономики, безусловно, являются финансы.

Финансы в корне изменили содержание всех разнообразных хозяйственных связей. Но и сами контактирующие субъекты, и объекты взаимодействия оцениваются в том же денежном измерении. Тем самым появилось единообразное и поэтому условное отражение всей хозяйственной деятельности - производства и обслуживания, предпринимательства и благотворительности, распределения и перераспределения, обращения и обмена, доходов и расходов, накопления и потребления, все участников и предметов - населения, предприятий, рынков, продуктов, работ, услуг, финансы стали универсальным индикатором состояния экономики.


1 Финансовый контроль

1.1 Понятие финансового контроля, его сущность


Финансовый контроль можно представить в двух аспектах:

Строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

Неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макроуровне и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении фондов финансовых ресурсов.

Финансовая система - это совокупность финансовых институтов, финансовых рынков и инструментов, используемых государством, предприятиями и домашними хозяйствами для обслуживания денежных потоков. Центральное звено финансовой системы составляют государственные финансы, а ее основу - финансы предприятий. Финансы домашних хозяйств отражают общий уровень социально-экономического развития общества. Составной частью финансовой системы является страхование. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике.

Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль - стоимостный контроль, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Конкретные формы и методы организации финансового контроля есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции я штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности. [3, С.139-144]

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов - собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый "постудит", который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Финансовый контроль - важный элемент системы управления финансами.

Система финансового контроля в странах с развитой экономикой, как правило, включает следующие элементы:

ведомство главного - аудитора (счетная палата) с подчинением не непосредственно парламенту или президенту страны, главная цель этого ведомства - общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

Контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

службы внутреннего контроля, основная задача которых - поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.


1.2 Виды, формы и методы проведения финансового контроля

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

времени проведения:

предварительный; текущий (оперативный);

последующий.

субъектам контроля:

президентский;

контроль представительных органов власти и местного самоуправления;

контроль исполнительных органов власти;

контроль финансово-кредитных органов;

ведомственный;

внутрихозяйственный;

аудиторский.

сфере финансовой деятельности:

бюджетный;

налоговый;

валютный;

кредитный;

страховой;

инвестиционный;

контроль за денежной массой.

форме проведения:

обязательный (внешний);

инициативный (внутренний);

методам проведения:

проверки;

обследования;

надзор;

анализ финансовой деятельности;

наблюдение (мониторинг);

ревизии.

Содержание государственного и негосударственного финансового контроля, действующего в Российской Федерации, и деятельность органов, его осуществляющих, даются в следующих параграфах главы. Здесь же рассмотрим основные формы и методы проведения финансового контроля.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т.д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д. [2, С.36 - 39]

В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора - за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. [1, С.128 - 131]

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.


2. Основные виды государственного и негосударственного финансового контроля и органы, его осуществляющие


2.1 Государственный и финансовый контроль


Финансовый контроль представляет собой две взаимосвязанные, но обособленные сферы: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который в свою очередь подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов и отслеживает полноту и своевременность их поступления в бюджеты и целевое их использование. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица - государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации - в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

(Счетная палата - юридическое лицо. Возглавляется председателем, назначаемым Госдумой на шесть лет, и заместителями председателя, назначаемыми Советом Федерации также на шесть лет. Коллегия Счетной палаты помимо председателя и заместителей включает 12 аудиторов: каждая из палат Федерального Собрания назначает по шесть аудиторов. Текущую контрольную работу выполняет аппарат - инспектора Счетной палаты. Подобные органы существуют и в субъектах Федерации; например, контрольно-счетная палата Московской Городской Думы). [2, С.38]

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций - контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц. [1, C.132-133]

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.