реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Финансово-денежная система Украины

Финансово-денежная система Украины














РЕФЕРАТ

Тема: Финансово-денежная система Украины


Содержание


1. Сущность и структура финансовой системы в общественном воспроизводстве. Функции бюджета

2. Денежная система

3. Кредитная система

4. Страховая система

5. Валютная система

6. Список литературы



1. Сущность и структура финансовой системы в общественном воспроизводстве. Функции бюджета


Финансово-денежная система является функциональной составляющей общественного воспроизводства и обслуживает развитие экономического роста, оказывая существенное влияние на его движение. Ее сущность раскрывается через составные организационно-экономические элементы и экономические отношения, возникающие по их поводу. Как комплекс организационно-экономических элементов финансово-денежная система включает следующие составляющие: бюджетную, денежную, кредитную, страховую и валютную системы. Аккумулирующей составляющей является бюджетная система как центр финансов страны.

Финансы — это система формирования, распределения и использования в процессе общественного воспроизводства денежных фондов. Экономические отношения, возникающие между государством, банками, субъектами хозяйственной деятельности, отдельными гражданами, между отраслями экономики, регионами и т. п. в связи с формированием и использованием денежных фондов, образующихся в процессе воспроизводства, составляют финансовые отношения.

Как сложная многоуровневая система финансы включают в себя: общегосударственные финансы, финансы местных органов власти, финансы предпринимательских структур, финансы домохозяйств, финансы общественных организаций и негосударственных фондов. Каждая из этих подсистем представляет собой единство взаимосвязанных структурных элементов: расходов, доходов, способов формирования доходов, институтов подсистемы, отношений между субъектами подсистемы.

Основным элементом в структуре финансовой системы являются общегосударственные финансы: государственный бюджет, государственные централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения, финансы предприятий и организаций государственной формы собственности, государственный кредит, государственное страхование.

Государственным финансам принадлежит ведущая роль во всей финансовой системе. Это своеобразный барометр, отражающий общее состояние экономики, мощный фактор, определяющий ее развитие.

Через государственные финансы перераспределяется значительная часть валового внутреннего продукта (ВВП) стран с развитой экономикой: в Японии — 1/3, Франции — более 1/2, Швеции — 2/3 и т. п. В Украине за годы независимости происходил рост доли ВВП, которая распределяется через бюджет, до половины, а затем тенденция сменилась на уменьшение. В России, например, эта доля также составляет 1/2. Для сравнения, в бывшем СССР через государственный бюджет перераспределялось более 70 процентов ВВП.

Функции государства и общественных финансов в условиях рыночной экономики впервые были сформулированы Р.А. Масгрейвом в работе "Теория и практика государственных финансов" (1978 г.). По Масгрейву, финансы выполняют три функции:

1) предоставление общественных товаров и услуг, или регулирование процесса, в соответствии с которым определяется состав общественных товаров и происходит распределение ограниченных производственных факторов (рабочей силы и капитала) между общественным и частным секторами (аллокативная функция);

2) корректирование распределения доходов и имущества (дистрибутивная функция);

3) поддержание высокого уровня занятости при достаточной стабильности цен (стабилизационная функция).

По нашему мнению, целесообразно выделить еще одну функцию финансов — контролирующую. Так, основным объектом контроля со стороны государства за финансами субъектов хозяйствования являются соблюдение последними установленных правил списания затрат на себестоимость реализованной продукции, а также учет собственных средств (имущества) и финансовых результатов как объектов налогообложения.

Центральное место в системе общегосударственных финансов принадлежит государственному бюджету Украины. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов государства, предназначенный для финансирования выполнения возложенных на него функций, закрепленных Конституции Украины. В организационном аспекте — это годовой план государственных расходов и источников их финансового обеспечения. Вместе с бюджетами местных органов власти государственный бюджет Украины образует сводный (консолидированный) бюджет.

Основные направления бюджетной политики определяются Верховной Радой Украины в специальном постановлении, имеющим название бюджетной резолюции.

Проект бюджета ежегодно обсуждается Верховной Радой Украины, в результате чего принимается Закон о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. С политико-экономической точки зрения государственный бюджет — это своеобразный компромисс между целями государства, заинтересованного в увеличении бюджетных средств, а значит, налоговых поступлений, и интересами собственников и наемных работников по поводу ставок налогов на доходы, недвижимое имущество, налоговых льгот, бюджетных расходов на социальные цели; компромисс между общегосударственными и местными интересами отдельных отраслей по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство и инвестиционных премий. Каждый такой компромисс сопровождается борьбой в парламентер.

Доходная часть бюджета состоит в основном из налоговых поступлении. Меньшая ее часть представлена неналоговыми поступлениями. В Украине весомой частью в структуре доходов государственного бюджета в 1997 — 2000 гг. являлся НДС. Налог на прибыль предприятий и подоходный налог с граждан зачисляются в бюджеты Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Их классифицируют в зависимости от приоритетности подхода:

а) предметная, или отраслевая, бюджетная классификация — определение расходов по отраслям хозяйства и управления;

б) экономическая — дифференциация расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам (капитальные вложения, заработная плата, дотации и т. п.);

в) смешанная, или комбинированная, — сочетание ведомственных и предметных признаков;

г) целевая — учет общенациональных, политических, экономических и социальных целей или программ;

д) функциональная — государственные средства рассматриваются как инструмент политики правительства;

е) по финансовым признакам — расходы классифицируют на безвозвратные, временные и условные.

Каждая страна имеет свою структуру доходов и расходов бюджета. Это зависит от многих факторов: государственного строя, уровня экономического развития, проводимой в конкретных условиях экономической политики (сдерживания деловой активности или ее стимулирования, либерализации экономики или активной социальной защиты населения и др.). Несмотря на разнообразие государственных подходов к формированию и использованию бюджета, существуют общие черты и закономерности.

Первое место в государственных расходах, как правило, занимают социальные статьи: социальная помощь, образование, здравоохранение. В этом — главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще: стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к условиям, которые изменяются. Такие расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, свойственную рыночной экономике. При этом облегчение доступа относительно менее обеспеченных слоев к получению квалификации, надлежащего медицинского обслуживания, гарантированной минимальной пенсии и достойного жилья не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны.

В структуре расходов бюджета Украины наибольший удельный вес занимают расходы социального характера и расходы на развитие экономики.

Исполнение государственного бюджета в идеале — это полное покрытие расходов доходами. Превышение расходов над доходами приводит к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами — внутренними и внешними. Займы осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг (облигаций, векселей), займов у внебюджетных фондов (например, у пенсионного фонда) или через получение кредита в банке. Последнюю форму финансирования бюджетного дефицита использует местная власть. Внешние займы для покрытия дефицита государственного бюджета у таких международных экономических организаций, как МВФ, МБ и у развитых стран и их объединений типа ЕС и т. п., характерны для развивающихся стран, а также все больше используются странами с экономикой переходного типа.

Дефицит бюджета часто покрывают также дополнительной эмиссией денег. Вследствие такой эмиссии развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для инвестиций, раскручивается спираль "заработная плата — цены", обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

Кредитная эмиссия как способ финансирования дефицита бюджета широко использовалась в Украине. До мая 1993 г. эмиссионные кредиты НБУ правительству предоставлялись автоматически. Именно поэтому 1992 г. был первым годом гиперинфляции в Украине. С июля 1993 г. установлено, что объем кредитов правительству не может превышать соответствующую границу, определенную Верховной Радой. В 1994 г. за счет эмиссионных кредитов НБУ была профинансирована почти половина дефицита бюджета, в 1995 г. — 67%. Еще 35% дефицита покрывались за счет облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), впервые выпущенных в 1995 г. В 1996 и 1997 гг. увеличивалась часть дефицита бюджета, финансируемая за счет ОВГЗ. Она составила соответственно 43,4 и 79,8%.

Государственные займы как способ покрытия дефицита бюджета безопаснее, чем эмиссия, тем не менее они также в определенной мере негативно влияют на экономику страны. Во-первых, при определенных условиях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг и, следовательно, нарушает рыночную мотивацию деятельности частных институтов. Во-вторых, если даже правительство создает достаточные стимулы для покупки юридическими и физическими лицами ценных бумаг правительства, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудного капитала, ограничивают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно небольшие и средние, не являются для банков такими же надежными заемщиками, как государственные органы. Увеличение спроса на рынке ссудного капитала ввиду новых государственных займов способствует подорожанию кредита — росту учетной ставки. Особенно сложными являются последствия внешних займов.

Задолженность правительства и государственных органов создает государственный долг, который выплачивается с процентами. Поэтому говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и вовремя погашать государственные займы. В связи с этим правительство прибегает к новым займам: покрывая таким образом старые долги, оно создает новые.

Важной составляющей государственных финансов являются бюджетные и внебюджетные целевые государственные фонды. В соответствии с законодательными и нормативными актами Украины в доходную часть бюджета включались средства таких целевых бюджетных фондов, как Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, Государственный инновационный фонд, Фонд содействия занятости населения, Фонд развития топливно-энергетического комплекса, Фонд Украины по социальной защите инвалидов. К государственным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд приватизации и другие.

Государственные бюджетные и внебюджетные фонды формируются за счет установленных в централизованном порядке сборов и платежей. Средства этих фондов используются для государственного социального страхования и обеспечения населения, а также для финансирования государственных программ развития соответствующих отраслей экономики.

Финансы местных органов власти. Денежные ресурсы местных органов власти предназначены для финансирования выполнения возложенных на них функций как собственных, так и делегированных. Перечень этих функций определяет структуру расходов местных органов власти. Основными среди них являются расходы на социальное обслуживание, начальное и среднее образование, охрану здоровья, строительство и содержание дорог местного значения, благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, трудоустройство безработных, решение экологических проблем и пр.

Источники доходов местных органов власти делятся на: налоговые доходы; доходы от имущества, принадлежащего местной власти; доходы от хозяйственной деятельности предприятий коммунальной собственности; доходы, привлеченные на рынке ссудного капитала", трансферты от центральных органов власти и органов власти более высокого территориального уровня. Основным способом формирования доходов местных органов власти в большинстве развитых стран являются местные налоги и сборы, а также коммунальные платежи, доходы от деятельности коммунальных предприятий, мобилизация ресурсов за счет коммунальных займов.

В Украине основным способом формирования доходов местных органов власти являются отчисления от так называемых регулируемых доходов, представляющих собой доходы, которые на паевых началах распределяются между всеми звеньями бюджетной системы Украины. Местные налоги и сборы, кредиты и другие способы формирования доходов играют незначительную роль. Отрицательной является также практика частого внесения изменений в перечень регулируемых доходов и отсутствие долгосрочных стабильных нормативов отчислений от них в местные бюджеты. Это обусловливает финансовую зависимость местных органов власти и постоянную нехватку ресурсов, необходимых для выполнения возложенных на них функций.

Важным доходным источником местных бюджетов являются трансферты — дотации, субсидии и субвенции. В Украине используется фактически единственный инструмент финансового выравнивания — дотации, поскольку субвенции являются таковыми лишь по названию, а на деле выполняют роль дотаций, субсидии же не используются. Дотации и субвенции предоставляются местным бюджетам на финансирование расходов, не покрываемых доходами. Характерно, что число дотируемых регионов в Украине увеличивается. Однако влияние инструментов финансового выравнивания на их финансовое состояние незначительно как вследствие незначительного размера дотаций на душу населения по Украине (16 грн.), так и вследствие отсутствия достаточной законодательной базы, регламентирующей механизм финансового выравнивания.

В целом финансовая система Украины и ее важнейшая составная часть — госбюджет — находятся в процессе становления и отсюда в постоянном изменении специфических принципов формирования.

Финансы предпринимательских структур составляют основу финансовой системы страны, поскольку они непосредственно обслуживают процесс производства, где осуществляется создание и первичное распределение валового внутреннего продукта. Они обеспечивают процесс воспроизводства на предприятии (фирме).

Объектом распределения, осуществляемого с помощью финансов, является доход (выручка) от реализации продукции предприятия. При первичном распределении образуются фонды финансовых ресурсов, за счет которых формируются основные и оборотные фонды, фонд оплаты труда, осуществляются платежи и взносы в государственные фонды целевого назначения (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд Чернобыля и др.), уплачивается налог с прибыли. За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, формируются фонды развития производства, потребления, страховые и резервные фонды.

Фонды субъектов хозяйствования используются на авансирование оборотных средств или проведение инвестиционных и иных затрат.

Таким образом, в финансах субъектов хозяйствования отражается вся их хозяйственная деятельность, эффективность использования основного и оборотного капиталов, инвестиционная политика.

По форме собственности финансы предпринимательских структур подразделяют на частные и смешанные. Специфика финансов определяется также организационно-правовой формой предприятия. Так, для финансов арендных предприятий характерен такой важный элемент, как система арендных платежей. Финансы акционерных обществ имеют специфику, обусловленную свойственным акционерной форме собственности способом мобилизации денежных средств (продажа акций и облигаций), распределения полученного в виде прибыли дохода (дивиденды — акционерам, проценты — собственникам облигаций, тантьемы — менеджерам и т. п.).

Финансы домохозяйств — это денежные фонды, которые формируются у домашних хозяйств из доходов, полученных на основе трудовой, хозяйственной и других видов деятельности.

Приведенные элементы финансовой системы взаимосвязаны. Так, с одной стороны, финансы предпринимательских структур и финансы домохозяйств являются источником ресурсов для государственных финансов, прежде всего на них нацелены существующие для этого мобилизационные механизмы — налоговая система, система страхования и пенсионных отчислений, таможенные, рентные и другие платежи. С другой стороны, ресурсы, сконцентрированные в государственных финансах, снова направляются в хозяйство страны в виде капиталовложений, субсидий и дотаций предприятиям, а также населению в форме различных расходов социального характера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.