реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Правовые основы государственных доходов и расходов и государственного финансирования

Правовые основы государственных доходов и расходов и государственного финансирования


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  3

ГЛАВА I ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

РАСХОДОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ         5

1.1 Основные понятия о государственных расходах

и государственном финансировании                                                          5

1.2 Государственное финансирование                                                        9

ГЛАВА II ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ДОХОДОВ                                                                                                    20

2.1 Правовое регулирование государственных и местных доходов       20

2.2 Правовое регулирование государственного

и муниципального кредита                                                                          29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                     44

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена теме правовые основы государственных доходов и расходов и государственного финансирования. В этой работе мы поставили перед собой задачи: во-первых, рассмотреть непосредственно общие положения правовых основ государственных доходов и расходов, а также раскрыть понятие государственного финансирования, используя доступные нам средства и методы.

Во-вторых, что, кажется нам наиболее значимой частью курсовой работы изучить правовое регулирование государственного и муниципального кредита.

Термин «государственные доходы» употребляется в литературе и правовых актах в двояком значении. С одной стороны, этим термином обозначается определенная группа экономических распределительных отношений, а с другой – материальные носители этих отношений – финансовые ресурсы государства.

Под государственными доходами как экономической категорией понимается совокупность денежных отношений по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода в формах и методами, установленными государством. Эти отношения относятся к числу финансовых и включаются в состав финансовой системы РФ.

Финансовые ресурсы государства складываются из:

1) дохода, создаваемого в государственном и муниципальном секторах хозяйства, в том числе получаемого от государственных и муниципальных имуществ и угодий;

2) изымаемой (мобилизуемой) государством для удовлетворения общественных потребностей.

В зависимости от форм, методов и условий формирования финансовых ресурсов государства, целей и порядка их использования выделяют:

-доходы бюджетов всех уровней;

-доходы государственных внебюджетных фондов;

-доходы государственных и муниципальных предприятий.

Перечень государственных расходов определяется Бюджетной классификацией РФ, введенной в действие с 1 января 1995 г. В ней применен принципиально новый подход в классификации расходов, который устанавливает не только расходование государственных средств министерствами и ведомствами, но и согласовывают эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого министерства и ведомства.

По новой Бюджетной классификации расходы бюджета распределяются и согласовываются по трем структурам: 1) функциональной; 2) ведомственной; 3) экономической.

Функциональная структура призвана распределять бюджетные средства в соответствии с основными направлениями деятельности государства. Она включает в себя разделы и подразделы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ – государственные расходы и  доходы взаимосвязаны между собой, объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов, при их несоответствии наступают негативные  последствия, которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ – исследование правовых основ государственных доходов и расходов, а также государственного финансирования.

ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА – исследованию данной темы посвящены труды ученых таких, как Олейник О.М., Годиной А.М., Петровой Г.В., Апель А., Запольского С.В.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ – состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

1.1 Основные понятия о государственных расходах и государственном финансировании


В процессе деятельности по осуществлению государственных расходов возникает круг отношений, регулируемых финансовым правом и другими отраслями права - гражданским, административным и др. В финансовых правоотношениях участвуют государственные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

Государственные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. В зависимости от форм собственности они подразделяются на государственные и муниципальные.

Соответственно уровням организации власти в Российской Федерации можно выделить три группы расходов: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации, которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; расходы местного значения, или муниципальные.

В зависимости от источников получения расходных средств, порядка их планирования и использования расходы можно подразделить на:

-централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов;

-децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.

В зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование:

а) оборотных средств (текущих расходов);

б) основных фондов (капитальных вложений);

в) создание резервов.

Существенное значение для характеристики целевых направлений государственных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательная основа такой классификации заложена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации».[1]

Государственные расходы и государственные доходы взаимосвязаны между собой. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия - бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика и т.д., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис.

Государственные расходы осуществляются путем финансирования.

Финансирование государственных расходов - это урегулированное правовыми нормами выделение государственных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий возвратности и возможности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Источником финансирования государственных расходов, включая инвестиции, выступают средства:

-государственных бюджетов (на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе);

-государственных внебюджетных фондов;

-централизованных фондов министерств, ведомств, собственных финансовых ресурсов предприятий.

В последнее время в формировании необходимой для финансирования финансовой основы усилилось значение заемных и привлеченных средств. Помимо увеличения заемных средств в федеральном бюджете Правительство РФ разрешило Пенсионному фонду РФ осуществить выпуск собственных ценных бумаг (векселей, облигаций). Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций.

В расходах многих государственных социально-культурных, бюджетных учреждений существенное место стало занимать использование полученных ими в результате их собственной деятельности дополнительных, внебюджетных фондов. Связано это с недостаточным бюджетным финансированием, вызванным финансовыми трудностями в стране.

Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных расходов следует отметить такие, как финансирование программ на конкурсной основе; выделение единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований, обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т. п. Распространена многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.

Важное значение в формировании системы нормативных актов, регулирующих порядок осуществления государственных расходов, играют принципы их финансирования. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных расходов (действующие независимо от источников финансирования):

-платность - согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных программ;

-соответствие планируемых расходов объему государственных. доходов;

-целевое направление средств, то есть определение конкретных мероприятий и целей;

-соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан;

-соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других, установленных законом и в соответствии с ним, норм;

-безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

-контроль за исполнением государственных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

В зависимости от субъектов, использующих средства, можно выделить два основных правовых режима финансирования:

1) финансирование государственных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

2) финансирование государственных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом.

Промежуточным, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом. Эти предприятия в сравнении с другими государственными предприятиями имеют особенности в порядке планирования и использования средств.

В названных правовых режимах находят отражение и те правовые формы финансирования, которые используются по другим основаниям, например по предметно-целевому направлению средств.

Основные правовые режимы различаются по:

-источникам финансирования;

-содержанию и порядку утверждения финансовых планов, на основании которых производится финансирование;

-предметно-целевому направлению средств;

-содержанию прав и обязанностей коммерческих организаций и бюджетных учреждений, осуществляющих государственные расходы.

Эти различия отражают особенности задач и сфер деятельности предприятий и учреждений, специфику государственного регулирования и управления в этих сферах.


1.2 Государственное финансирование


Финансирование - безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности. Безвозвратность финансирования отличает его от кредитования, а также от предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности.

Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.

Бюджетное финансирование осуществляется на основе следующих принципов:

-безвозвратности;

-целенаправленности;

-финансирования по мере выполнения работ и услуг;

-соблюдения финансовой дисциплины.

Принцип целенаправленности выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение (заработная плата, стипендии и т. д.).

Принцип финансирования по мере выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячных разбивках расходов.

Принцип соблюдения финансовой дисциплины выступает как условие правильного и законного расходования денежных средств.

Бюджетное финансирование в Российской Федерации осуществляется в двух формах:

-финансирование государственных объединений и организаций, имеющих экономическую и финансовую самостоятельность;

-финансирование государственных бюджетных учреждений.

Особое место в системе бюджетного финансирования занимают хозяйственные организации. Свои основные производственные и социальные расходы они обеспечивают за счет собственных средств и по мере необходимости привлекают на данные цели кредиты коммерческих банков. Финансирование из бюджета используется только в определенных случаях, конкретно установленных законодательством.

Государственные бюджетные организации имеют свои особенности. Они относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют, национального дохода не создают. Основное назначение бюджетных организаций состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей общества. К числу таких организаций относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и обороны страны.

Существует и такая форма финансирования, как сметно-бюджетная. Оно представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям, т. е. учреждениям, действующим в отраслях непроизводственной сферы.

Бюджетные учреждения получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, которые называются сметами.

Смета - финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих финансирование бюджетных учреждений и организаций.

Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные.

Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности.

Сводная смета представляет собой совокупность индивидуальных смет подведомственных министерств, ведомств, департаментов, учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия. Сводные сметы представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет.

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению. Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и природы самого бюджета, имеющего силу закона.

Статьи расходов составляются на основе норм расходов.

Под нормами расходов понимаются единые типовые измерители сметных расходов по однородным учреждениям.

По юридическим свойствам нормы расходов подразделяются на:

1) обязательные - в процессе применения они не подлежат изменениям; круг таких норм сравнительно невелик: штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки и пр. Но в условиях нехватки бюджетных средств органы, занимающими бюджетными учреждениями, и их администрация вынуждены вносить изменения в эти нормы;

2) необязательные - в процессе применения можно изменить в зависимости от особенностей субъекта финансирование (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).

По содержанию нормы расходов подразделяются на:

1) материальные - показывают, какое количество материальных средств приходится на единицу измерения расходов (количество электроэнергии для освещения класса, количество продуктов питания на одного больного в день и т. д.);

2) денежные - отражают стоимость материальных норм. Они охватывают всю сумму расходов как за счет бюджета, так и собственных средств учреждений. Данные нормы разрабатываются научно-исследовательскими институтами и утверждаются Правительством РФ или соответствующим органом управления

По степени охвата затрат нормы расходов подразделяются на:

1) индивидуальные - содержащие расходы только на одну цель и использующиеся при составлении индивидуальных смет учреждений;

2) комбинированные - выступают как общая сумма индивидуальных норм по определенному производственному показателю.

Применение этих норм позволяет более квалифицированно составлять сводные сметы и пользоваться ими.

На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование. Процесс прохождения сметы состоит из стадий свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение и исполнение.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.