Эколого-правовой режим лесопользования
Тобольский
факультет заочного обучения
Тюменского юридического
института
МВД России
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по: Экологическому праву
тема: Эколого-правовой режим
лесопользования
Вариант № 9
Выполнил:
слушатель Чупахин Владимир Николаевич, 2 группа 1 курс.
Служебный адрес: 6629850
ЯНАО, Пуровский район, п.
Тарко-Сале, ул. Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68
Зачетная книжка № 1599.
г. Тобольск 2000 год.
План
работы:
Введение
1. Леса
как объект использования и охраны;
2.
Правовое регулирование заготовки древесины как основного вида лесопользования;
3.
Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.
Заключение
Человек немыслим вне природы. Лес издревле
являлся средой обитания, местом промысла огромного числа этнических групп. И в
наше время человечество трудно было бы представить без леса и продуктов его
переработки. Стоит лишь оглянуться вокруг, что бы понять, насколько тесно мы
связаны с основным продуктом переработки леса - древесиной, попросту деревом.
Нельзя забывать и о духовной стороне взаимодействия человека и леса. Кто
откажется прогуляться по чистому, светлому сосновому бору или просто прикоснуться
к живому стволу берёзы?
Лес
во все времена являлся одним из самых лёгких, дешёвых объектов использования
природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, а
сейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтому со временем
настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении убывающих
массивов леса, а так же о защите его от пожаров. “В результате хозяйственной
деятельности происходит постепенное истощение природной среды, потеря тех
природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической
деятельности. Потеря лесов - это не только потеря кислорода, но и важнейших
экономических ресурсов, необходимых человеку для дальнейшей деятельности”
1.
Леса как объект использования и охраны.
Но
что означает “лес” с точки зрения права? Основы лесного законодательства РФ
принятые ВС РФ 6 марта 1993г. определяют его понятие так: “Лес - это
совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности,
животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды,
биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии.”
Таким образом, в понятие леса, по закону включаются три признака: биологический
- совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности,
юридический - произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в
установленном законом порядке, экологический - оказывающий влияние на состояние
окружающей природной среды.
“Лес
- это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические
(средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т. п.),
экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды,
лекарственные растения, техническое сырьё и т.п.) и культурно-оздоровительные
(средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического
образования) функции.”[1]
Различают
две формы взаимодействия общества и природы. Первая- потребление природы
человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих
материальных и духовных потребностей- экономическая форма взаимодействия.
“Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью
сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной
среды обитания.”[2]
Эта форма получила название экологической формы.
Существуют
нормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводу
охраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Они
подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и использование отдельных
природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные, (охрана и
использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные
(нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и
т.д., отражающие требования охраны природной среды).
Указом
Президента РФ №2144 “О федеральных природных ресурсах”, осуществлено
разграничение государственной собственности на природные ресурсы, ”...определив
в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира
федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного
значения.”[3]
Лесное
законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты,
рационального использования и воспроизводства лесов. “Под охраной леса
понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил
пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных
деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке
трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и
экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса - система мер
по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур.
Воспроизводство лесов - процесс, во время которого идёт работа не только по
количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью
замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно
выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные
задачи.”[4]
Поскольку
наше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр,
современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики
принцип неистощительного использования лесов.
“Охрана
леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений
правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей,
от незаконной порубки, от загрязнения и истощения.”[5]
2. Правовое регулирование заготовки древесины как основного
вида лесопользования.
В основе системы экологического
законодательства находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация
Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятая 12
июня 1990 года, Декларация Прав и свобод Человека и Гражданина, принятая
Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, и Конституция Российской
Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года.
Состоит
система экологического законодательства из двух подсистем:
природоохранительного и природноресурсового законодательств. В подсистему
природоохранительного законодательства входит Закон РФ “Об охране окружающей
природной среды”, другие законодательные акты комплексного правового
регулирования. В подсистему природноресурсового законодательства входят:
Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ,
Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира, а
так же другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование
природных ресурсов.
Основы
лесного законодательства Российской Федерации регулируют отношения, возникающие
при использовании лесного фонда Российской Федерации в целях создания условий
для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Лесные
отношения в Российской Федерации регулируются Основами лесного законодательства
Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации и законодательством
республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области,
автономных округов, краёв, областей и решениями органов местного
самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
Основы
лесного законодательства Российской Федерации действуют на всей территории
Российской Федерации, а законодательство республик в составе Российской
Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краёв,
областей и решения органов местного самоуправления не должны противоречить
Основам лесного законодательства Российской Федерации.
Все
леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд
Российской Федерации.
В
состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а так же не
покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и др.); нелесные земли
(болота, дороги, квартальные просеки и др.).
Существует
разграничение компетенций Российской Федерации и субъкетов Российской Федерации
в сфере регулирования лесных отношений.
Ведению
Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
Определение
основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства;
разработка
и совершенствование с участием республик в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального
значения лесного законодательства Российской Федерации;
распоряжение
совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения лесным
фондом Российской Федерации;
определение
порядка организации и деятельности государственных органов управления лесным
хозяйством;
установление
порядка отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защищенности, а
так же перевода их из одной группы лесов или категории защитности в другую;
установление
норм и правил пользования лесным фондом;
утверждение
по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения
ежегодной нормы заготовки древесины (расчётная лесосека);
установление
системы платежей за пользование лесным фондом, а так же образование и
использование государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и
защиты лесов;
определение
порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;
утверждение
правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты
лесов;
организация
и координация научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ по ведению
лесного хозяйства;
разработка
совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения федеральных
программ по рациональному использованию лесным фондом, повышению продуктивности,
воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными
мероприятиями и организация их выполнения;
осуществление
государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством.
охраной и защитой лесов и установлении порядка его проведения;
организация
ведения государственного учёта лесного фонда, государственного кадастра,
лесного мониторинга и лесоустройство;
осуществление
международного сотрудничества по вопросам использования, воспроизводства,
охраны и защиты лесов;
установление
государственной статистической отчётности в области ведения лесного хозяйства;
определение
вместе с республиками в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения объёмов
заготовки и поставок древесины для государственных нужд;
принятие
в установленном порядке решений о приостановлении, ограничении, прекращении
деятельности предприятий, учреждений и организаций при нарушении ими Основ
лесного законодательства Российской Федерации и в иных случаях, предусмотренных
законодательными актами.
К компетенции районных
(городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений относятся:
Учёт
лесного фонда;
распределение
утверждённого лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии с
рекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством, в том
числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд;
организация
выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и
болезней;
осуществление
совместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей природной
среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
принятие
совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного
фонда в краткосрочное пользование; при этом участие владельцев лесного фонда в
принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих
установленным лесоводственным требованиям;
организация
и проведение с участием местных подразделений государственного органа
управления лесным хозяйством Российской Федерации лесных торгов и конкурсов по
предоставлению лесного фонда в пользование;
ограничение,
приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном
порядке.
Государственное управление в
сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории
Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации,
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв,
областей, городов федерального значения и специально уполномоченными
государственными органами управления лесным хозяйством.
В
систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным
хозяйством Российской Федерации входят: государственный орган управления лесным
хозяйством Российской Федерации, подведомственные ему подразделения в
республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округах, краях, областях и городах федерального значения, а так же местные
подразделения - лесхозы, лесничества. Национальные природные парки на землях
лесного фонда, учебные лесные, опытные лесные хозяйства осуществляют ведение
лесного хозяйства и находятся в системе государственного органа управления
лесным хозяйством Российской Федерации.
“Государственный
орган управления лесным хозяйством Российской Федерации и его подведомственные
подразделения не могут осуществлять заготовку древесины в порядке рубок
главного пользования лесом и вести её переработку.
Деятельность
государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации
регламентируется положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.”[6]
“Задачей
государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством,
охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всеми
лесопользователями установленного порядка пользованием лесным фондом, правил
ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил
государственного учёта и отчётности, а так же иных норм и правил, установленных
лесным законодательством.”[7]
Государственный
контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой
лесов возлагается на государственные органы управления в республиках в составе
Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях и
городах федерального значения, государственные органы управления лесным
хозяйством и государственные органы охраны окружающей природной Среды. Порядок
осуществления государственного контроля за состоянием, использованием,
воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством
Российской Федерации.
“Современное
лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип
неистощительного использования лесов.”[8]
“Лесохозяйственные
мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не
наносящими вреда окружающей природной среде, животному миру и здоровью
человека.”[9]
Основы
лесного законодательства РФ определяют задачи по неистощительному использованию
лесов. Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
сохранение
и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических,
оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны
здоровья человека;
многоцелевое,
непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения
потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой продукции;
воспроизводство,
улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности,
сбережение, охрану и защиту лесов;
рациональное
использование земель лесного фонда;
повышение
эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики,
использования достижений науки, техники и передового опыта;
сохранение
биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного
наследия.
Обеспечение
принципа неистощительного использования лесов зависит от выполнения двух
условий: соблюдения категорийности лесов и нормативов расчётной лесосеки.
Все
леса лесного фонда по категории защитности подразделяются на три группы:
Страницы: 1, 2
|