Экология
Содержание:
Задание № 1. Раскрыть
теоретический вопрос «Экологические права и обязанности граждан Российской
Федерации»
Задание № 2. Раскрыть теоретический
вопрос «Правовые меры охраны атмосферного воздуха»
Задание № 3. Дать понятия следующим
определениям:
- экологические преступления;
- экологический мониторинг
Задание № 4. Какую ответственность
влечет самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы?
Задание 1
1.
Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации
1.1. Понятие и общая
характеристика экологических прав граждан
По мнению большинства специалистов в данной области, вопрос об
экологических правах гражданина является одним из ключевых в современном
экологическом праве, поскольку согласно ст. 2 Конституции РФ «Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью».
Впервые в российском законодательстве экологические права человека
были закреплены в Законе РСФСР от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной
среды», затем - в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993
г. и Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
М.М. Бринчук под экологическими правами человека понимает
признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие
удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с
природой.
По мнению О.Л. Дубовик, экологические права граждан - это
совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном
экологическом и смежном с ним законодательстве прав индивида, т.е. человека и
гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и
обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.
Экологические права человека относятся к группе фундаментальных
естественных (неотчуждаемых) прав человека, возникающих с рождением и
прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами,
как право на жизнь, свободу слова и вероисповедания, личную неприкосновенность,
свободу передвижения, выбор места жительства и др.
Необходимо отметить, что проблему экологических прав человека в мире
стали активно обсуждать с середины 60-х годов нашего столетия, когда многие
индустриально развитые страны Запада стали ощущать последствия экологического
кризиса, вызванной чрезмерным воздействием на окружающую среду и потреблением
природных ресурсов.
Политическая сторона экологических прав человека отражена в нормах
между родного права, которые нашли выражение в различных декларациях прав
человека.
Первые документы ООН, в частности Всеобщая декларация прав
человека и гражданина 1948 г., Устав ООН, Международный пакт об экономических,
социальных культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и
политических правах 1966 г. не выделяли права человека на благоприятную
окружающую среду непосредственно. В то же время оно выражено опосредованно в
ст. 3 Всеобщей декларация прав человека и гражданина 1948 г., закрепившей право
человека на жизнь. Кроме того, в ст. Декларации указывается нам такой
«жизненный уровень», который необходим человеку для поддержания его здоровья и
благосостояния.
Важнейшей вехой в становлении и развитии экологических прав
гражданина стала Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде в 1972 году,
где впервые была обсуждена как самостоятельная проблема права человека на
благоприятную окружающую среду. В частности, принцип 1 Стокгольмской декларации
провозгласил, что человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные
условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и
процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение
окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Высказывается мнение,
что после Стокгольмской конференции 1972 г. начался неизвестный ранее в
международном праве процесс его постепенной экологизации. Это проявилось в
упоминании о необходимости защиты окружающей среды в узкоспециализированных
документах в области прав человека (например, во Всеобщей декларации о
ликвидации голода и недоедания 1974 г.), которые напрямую природоохранные
действия не предполагают.
На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в
Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 года, было заявлено, что единственный
путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса - это его увязка с
охраной окружающей среды. Принцип 1 Декларации Рио провозгласил: «Люди имеют
право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».
В связи с вступлением России в Совет Европы необходимо учитывать
международные документы о правах человека этой организации. В частности, в
рамках Совета Европы действует ряд документов, регулирующих в той или иной
степени отношения в данной сфере. Основными из них являются Европейская
конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября
1953 г.) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г.).
В этих документах не только закрепляются права граждан, но и предусматривается
международный правовой механизм их защиты. Положения этих документов
юридически обязательны для России как члена Совета Европы.
Выделяют основные (или конституционные) и иные экологические права
граждан.
К основным (конституционным) правам относятся, прежде всего,
содержащиеся в ст. 42 Конституции РФ:
- право каждого на благоприятную окружающую среду;
- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу
гражданина экологическим правонарушением.
Кроме того, к этой группе отнесены следующие конституционные
права:
- право граждан и их объединений иметь в частной собственности
землю (ст.36 Конституции РФ);
- право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ);
- право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41
Конституции РФ). Для успешной реализации и надежной защиты вышеперечисленных
экологических прав важны не имеющие прямого отношения к экологии такие
конституционные права, как: право свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29);
право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30); (право собираться
мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и
пикетирование (ст. 31); право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления
(ст. 33); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) и др.
К группе иных экологических прав относятся права, содержащиеся в
других, помимо Конституции, нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ, и,
прежде всего – в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды», который не только закрепил право каждого на благоприятную
окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного
хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и
техногенного характера, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан,
способствующих обеспечению его защиты.
В частности, согласно ст. 12 Закона, граждане имеют
право:
- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации,
осуществляющие деятельность в области охраны окружающей
среды;
- направлять обращения в органы государственной власти Российской
Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении
своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в
местах своего проживания, мерах по ее охране;
- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях
и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны
окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской
Федерации акциях;
- выдвигать предложения о проведении общественной экологической
экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
- оказывать содействие органам государственной власти Российской
Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации,
органам местного cамоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по
вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую
среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Важные права граждан в области охраны окружающей среды установлены
Федеральным законом от 30,03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право:
- на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают
вредного в действия на человека;
- получать в соответствии с законодательством Российской
Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления,
органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической
обстановке, состоянии среде обитания, качестве и безопасности продукции
производственно-технического назначен, пищевых продуктов, товаров для личных и
бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и
оказываемых услуг;
- осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных
правил;
- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью
или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также
при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 09.01.96г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности
населения» установил ряд прав граждан, имеющих непосредственное отношение к
данной области.
Прежде всего, согласно ст. 22 этого Закона, граждане России,
иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории
Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Кроме того,
граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной
информации от организаций, осуществляющих деятельность с использованием
источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о
радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной
безопасности (ст. 23). Наконец, ст. 26 указанного Закона предоставляет
гражданам право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или)
на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим
излучением сверх установленных данным Федеральным законом основных пределов
доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Градостроительный кодекс РФ от 07.05.98 г. № 73-ФЗ, в ст. 7
устанавливает право каждого гражданина на благоприятную среду
жизнедеятельности. Это право, в частности, обеспечивается: участием граждан и
общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности;
государственным нормированием градостроительной деятельности; лицензированием
отдельных видов градостроительной деятельности; сертификацией отдельных видов
строительных материалов и услуг в области строительства; государственным и
общественным контролем за осуществлением градостроительной деятельности и
соблюдением законодательства РФ о градостроительстве; компенсацией в административном
порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства
РФ о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности;
возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате
нарушения законодательства РФ о градостроительстве и рядом других мер и
мероприятий.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 г. № 68-ФЗ «О
защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
(ст. 18) граждане РФ, в частности, имеют право: на защиту жизни, здоровья и
личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть
информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных
местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы
местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба,
причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на
медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах
чрезвычайных ситуаций и др.
В.В. Бринчук к экологическим правам граждан относит также право на
общее природопользование, т.е. право на использование природных ресурсов для
удовлетворения разнообразных личных потребностей человека - оздоровительных,
рекреационных, эстетических, научных, культурных, бытовых. Права граждан на
общее природопользование регулируются, в основном, природоресурсным
законодательством - Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах»,
«О животном мире» и др.
О.Л. Дубовик по субъектам права разделяет экологические права на
две группы:
- закрепленные за общим субъектом, т.е. всеми индивидами;
- закрепленные за специальными категориями субъектов, выделенными
по профессиональному или иным признакам, или за гражданами, проживающими на
отдельных территориях.
В первую группу входят конституционные экологические права (ст. 42
Конституции РФ и др.), ко второй группе относятся, например, права граждан,
проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, на безопасные условия
проживания и труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья в
случае возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению,
перевозке и уничтожению химического оружия и ряд других прав, закрепленных в
законодательных актах.
О.И. Крассов считает разновидностью экологических прав право на
защиту исконной среды обитания коренных малочисленных народов, закрепленное в
ст. 8 Федерального закона от 30.04.99 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных
малочисленных народов Российской Федерации».
1.2. Экологические
обязанности граждан
Осуществление экологических прав граждан всегда связано с
выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и
государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет
субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой
не соответствовало бы право.
Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане
должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной
среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению
экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные
законодательством РФ.
В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять
природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. По
своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие,
относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные,
касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо
связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов
деятельности.
Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен
прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11),
Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
(ст. 10) и ряде других нормативных правовых актов.
Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды» граждане
обязаны:
- сохранять природу и окружающую среду;
- бережно относиться к природе и природным богатствам;
- соблюдать иные требования законодательства.
В соответствии со ст. 10 Закона» О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» граждане обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также
постановлении, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений
должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический
надзор;
- не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав
других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Специальные экологические обязанности представляют собой широкий
круг закрепленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к
определенным категориям граждан- природопользователей. Они содержатся как в
природоохранном, так и природоресурсном законодательстве. Так, граждане,
использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять
правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также
принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой
деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»).
Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды»
устанавливает экологическую обязанность работников - иметь профессиональную
экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители
организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать
негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области
охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Страницы: 1, 2
|