реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Экология

Экология

Содержание:

Задание № 1. Раскрыть теоретический вопрос «Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации»

Задание № 2. Раскрыть теоретический вопрос «Правовые меры охраны атмосферного воздуха»

Задание № 3. Дать понятия следующим определениям:

- экологические преступления;

- экологический мониторинг

Задание № 4. Какую ответственность влечет самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы?

Задание 1

1.       Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации

1.1.    Понятие и общая характеристика экологических прав граждан

По мнению большинства специалистов в данной области, вопрос об экологических правах гражданина является одним из ключевых в современном экологическом праве, поскольку согласно ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Впервые в российском законодательстве экологические права человека были закреплены в Законе РСФСР от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды», затем - в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г. и Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

М.М. Бринчук под экологическими правами человека понимает признанные и за­крепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разно­образных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По мнению О.Л. Дубовик, экологические права граждан - это совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательстве прав индивида, т.е. человека и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.

Экологические права человека относятся к группе фундаментальных естественных (неотчуждаемых) прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова и вероисповедания, личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбор места жительства и др.

Необходимо отметить, что проблему экологических прав человека в мире стали активно обсуждать с середины 60-х годов нашего столетия, когда многие индустриально развитые страны Запада стали ощущать последствия экологического кризиса, вызванной чрезмерным воздействием на окружающую среду и потреблением природных ресурсов.

Политическая сторона экологических прав человека отражена в нормах между родного права, которые нашли выражение в различных декларациях прав человека.

Первые документы ООН, в частности Всеобщая декларация прав человека и гражданина  1948 г., Устав ООН, Международный пакт об экономических, социальных культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. не выделяли права человека на благоприятную окружающую среду непосредственно. В то же время оно выражено опосредованно в ст. 3 Всеобщей декларация прав человека и гражданина 1948 г., закрепившей право человека на жизнь. Кроме того, в ст. Декларации указывается нам такой «жизненный уровень», который необходим человеку для поддержания его здоровья и благосостояния.

Важнейшей вехой в становлении и развитии экологических прав гражданина стала Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде в 1972 году, где впервые была обсуждена как самостоятельная проблема права человека на благоприятную окружающую среду. В частности, принцип 1 Стокгольмской декларации провозгласил, что человек име­ет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, ка­чество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную от­ветственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Высказывается мнение, что после Стокгольмской конференции 1972 г. начал­ся неизвестный ранее в международном праве процесс его постепенной экологизации. Это проявилось в упоминании о необходимости защиты окружающей среды в узкоспециали­зированных документах в области прав человека (например, во Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания 1974 г.), которые напрямую природоохранные действия не предполагают.

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 года, было заявлено, что единственный путь обеспече­ния долгосрочного экономического прогресса - это его увязка с охраной окружающей среды. Принцип 1 Декларации Рио провозгласил: «Люди имеют право на здоровую плодо­творную жизнь в гармонии с природой».

В связи с вступлением России в Совет Европы необходимо учитывать междуна­родные документы о правах человека этой организации. В частности, в рамках Совета Ев­ропы действует ряд документов, регулирующих в той или иной степени отношения в дан­ной сфере. Основными из них являются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г.). В этих документах не только закрепляются права граждан, но и предусматривается международный правовой механизм их защиты. Поло­жения этих документов юридически обязательны для России как члена Совета Европы.

Выделяют основные (или конституционные) и иные экологические права граждан.

К основным (конституционным) правам относятся, прежде всего, содержащиеся в ст. 42 Конституции РФ:

- право каждого на благоприятную окружающую среду;

- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждани­на экологическим правонарушением.

Кроме того, к этой группе отнесены следующие конституционные права:

-  право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст.36 Конституции РФ);

- право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и ги­гиены (ст. 37 Конституции РФ);

- право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). Для успешной реализации и надежной защиты вышеперечисленных экологических прав важны не имеющие прямого отношения к экологии такие конституционные права, как: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять инфор­мацию любым законным способом (ст. 29); право на объединение для защиты своих инте­ресов (ст. 30); (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления (ст. 33); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) и др.

К группе иных экологических прав относятся права, содержащиеся в других, помимо Конституции, нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ, и, прежде всего – в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который не только закрепил право каждого на благоприятную окружающую среду и на ее защиту   от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты.        

В частности, согласно ст. 12 Закона, граждане имеют право:                                 

- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;                    

- направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;      

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

-  оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного cамоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Важные права граждан в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом от 30,03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право:

- на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного в действия на человека;

-  получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среде обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначен, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

- осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;

- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 09.01.96г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населе­ния» установил ряд прав граждан, имеющих непосредственное отношение к данной об­ласти.

Прежде всего, согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граж­дане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Кроме того, граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организаций, осуществ­ляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в преде­лах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 23). Наконец, ст. 26 указанного Закона предоставляет гражданам право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоро­вью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением иони­зирующим излучением сверх установленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Градостроительный кодекс РФ от 07.05.98 г. № 73-ФЗ, в ст. 7 устанавливает право каждого гражданина на благоприятную среду жизнедеятельности. Это право, в частности, обеспечивается: участием граждан и общественных объединений в осуществлении градо­строительной деятельности; государственным нормированием градостроительной дея­тельности; лицензированием отдельных видов градостроительной деятельности; сертифи­кацией отдельных видов строительных материалов и услуг в области строительства; госу­дарственным и общественным контролем за осуществлением градостроительной деятель­ности и соблюдением законодательства РФ о градостроительстве; компенсацией в адми­нистративном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законода­тельства РФ о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедея­тельности; возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результа­те нарушения законодательства РФ о градостроительстве и рядом других мер и мероприя­тий.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 г. № 68-ФЗ «О защите населе­ния от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 18) граждане РФ, в частности, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные ор­ганы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрез­вычайных ситуаций и др.

В.В. Бринчук к экологическим правам граждан относит также право на общее при­родопользование, т.е. право на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных личных потребностей человека - оздоровительных, рекреационных, эсте­тических, научных, культурных, бытовых. Права граждан на общее природопользование регулируются, в основном, природоресурсным законодательством - Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др.

О.Л. Дубовик по субъектам права разделяет экологические права на две группы:

- закрепленные за общим субъектом, т.е. всеми индивидами;

- закрепленные за специальными категориями субъектов, выделенными по профес­сиональному или иным признакам, или за гражданами, проживающими на отдельных тер­риториях.

В первую группу входят конституционные экологические права (ст. 42 Конститу­ции РФ и др.), ко второй группе относятся, например, права граждан, проживающих и ра­ботающих в зонах защитных мероприятий, на безопасные условия проживания и труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрез­вычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению хими­ческого оружия и ряд других прав, закрепленных в законодательных актах.

О.И. Крассов считает разновидностью экологических прав право на защиту ис­конной среды обитания коренных малочисленных народов, закрепленное в ст. 8 Феде­рального закона от 30.04.99 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных на­родов Российской Федерации».


1.2.    Экологические обязанности граждан


Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выпол­нять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по вос­становлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических пра­вонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и спе­циальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности.

Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других норматив­ных правовых актов.

Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды» граждане обязаны:

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относиться к природе и природным богатствам;

- соблюдать иные требования законодательства.

В соответствии со ст. 10 Закона» О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны:

-  выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлении, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществ­ляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закре­пленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан- природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве. Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной дея­тельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»).

Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологи­ческую обязанность работников - иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответствен­ные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, кото­рая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.